11.01.2012 23:56
    Поделиться

    Юрий Чайка рассказал о наказании продажных чиновников и мониторинге интернета

    Сегодня у органов прокуратуры России юбилей - 290 лет с момента образования. По традиции накануне профессионального праздника мы встретились с Генеральным прокурором России Юрием Чайкой. Наш разговор - о самых острых проблемах, которые волнуют сегодня общество.

    Юрий Яковлевич, как вы оцениваете работу органов прокуратуры в ушедшем году. Все ли удалось и каких ошибок вы бы предпочли избежать?

    Юрий Чайка: В ушедшем году была проделана значительная работа. В числе приоритетных вопросов - социальная защищенность граждан. Восстановлены нарушенные права сотен тысяч человек. Практически каждая пятая поступившая жалоба была удовлетворена. А обратилось в органы прокуратуры порядка трех миллионов граждан. Если же считать восстановленные права трудовых коллективов, например, на своевременную и справедливую оплату труда, то за одной жалобой стоят сотни, а то и тысячи людей.

    Немало было сделано и в сфере защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса. Прокуратура значительно снизила нагрузку на предпринимателей со стороны проверяющих и контролирующих органов. Внеплановые проверки сократили в два раза.

    Усилили надзор за качеством следствия. Совместно с минюстом работали над вопросами реформирования пенитенциарной системы. Великолепно работали на международной арене, где в последние годы авторитет российской прокуратуры существенно возрос. Очень хорошие отношения сложились со многими европейскими коллегами. Та же Великобритания впервые за столетнюю историю наших с ней отношений приняла решения о выдаче России четырех человек.

    Конечно, удалось далеко не все, что мы хотели сделать. Есть над чем трудиться. Ведь мало работы у прокурора никогда не было и не будет. Жизнь все время ставит новые задачи.

    Каково Ваше отношение, как Генерального прокурора, к последним массовым митингам и протестным настроениям несогласия с итогами выборов в Госдуму, когда тысячи людей выходят на улицу.

    Юрий Чайка: Мы живем в демократической стране и у любого гражданина есть право высказать свою позицию. Но все должно делаться строго в рамках закона. Недопустимо, когда отдельные личности используют людей в качестве инструмента для достижения своих политических целей, причем далеко не чистоплотных. Ведь деньги на все это зачастую поступают из источников, которые находятся за пределами России.

    В ходе выборов действительно были зафиксированы некоторые нарушения законодательства. Все эти факты проверяются не только прокурорами, но и следственными органами. Могу вас заверить, что по каждому такому случаю будет принято законное решение.

    Митинги оппозиции прошли без серьезных происшествий, однако были и отдельные оскорбления представителей власти. За это сейчас уже никак не наказывают?

    Юрий Чайка: У многих действительно сложилось мнение, что после декриминализации с 8 декабря 2011 года преступных действий, ранее наказуемых в уголовном порядке по статьям 129 (клевета) и 130 (оскорбление) УК РФ, дозволено все и никто ни за что не несет ответственности. Это не так.

    Ответственность как за оскорбление, так и за клевету сохранилась. Но теперь она административная. И ответственность эта достаточно чувствительная в материальном смысле. Например, за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, на должностное лицо может быть наложен административный штраф до 50 тысяч рублей, на юридическое лицо - до 500 тысяч рублей.

    Также следует помнить и о том, что в Уголовном кодексе остается статья 319, которая предусматривает уголовную ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Наказание - штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы, либо исправительные работы на срок до одного года.

    Но независимо от наличия или отсутствия установленной законом ответственности есть общепризнанные правила культуры поведения, уважительного отношения друг к другу. Важно, чтобы все наши граждане оставались в рамках таких отношений.

    Прошло уже несколько лет, как создан Следственный комитет, а не утихают споры о его неком противостоянии с надзирающими органами. Может быть, это и неплохо, что два важных ведомства ревниво наблюдают за работой друг друга - больше гарантий неподкупности. Но как это отражается на эффективности предварительного следствия?

    Юрий Чайка: Никакого противостояния нет. С таким же успехом можно говорить о "противостоянии" прокуратуры и МВД, а также упомянуть другие министерства и ведомства. Все требования надзирающего органа, в том числе к Следственному комитету, связаны с необходимостью неукоснительного исполнения закона. Если в ходе предварительного следствия допускаются нарушения законодательства, то обязанность прокурора жестко требовать их устранения. И требования эти должны с надлежащим рвением следователями исполняться, а не становиться предметом дискуссий в средствах массовой информации.

    Что же касается эффективности расследования, то она напрямую зависит от интеллектуальных способностей следователей и их руководителей, профессионализма, умения правильно организовать работу.

    Поэтому, еще раз повторюсь, всякое "противостояние" того или иного органа есть противостояние требованию прокурора исполнить закон. Другое дело, что существуют проблемы, даже можно сказать, пробелы законодательного характера. Требуется определенный баланс полномочий между надзором и следствием, чтобы в конечном итоге повысить уровень защищенности прав и свобод граждан. К сожалению, пока он ослаблен. Сильное следствие возможно только при одном условии: если есть эффективный и сильный прокурорский надзор. Это аксиома для всех профессионалов - как в России, так и за рубежом. Прошло четыре года, и все видят, что нужна модернизация прежде всего уголовно-процессуального законодательства.

    В связи с этим вы будете вносить предложения по такой модернизации?

    Юрий Чайка: Нам не нужно какие-то предложения "вносить". Жизнь сама заставит внести свои коррективы. В любом цивилизованном обществе именно прокуратура является ключевым органом по реализации функции уголовного преследования. Именно она от лица государства привлекает к уголовной ответственности. Она же выступает в качестве обвинителя и отстаивает эту позицию в суде. Поэтому логично, что следствие должно работать на государственное обвинение, а не наоборот.

    Создавая прокуратуру, Петр I ставил задачу "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". Минуло почти три века, а коррупция как ржавчина разъедает общество. Что может ей противопоставить прокуратура?

    Юрий Чайка: Именно Генеральная прокуратура представляет Россию в Группе государств против коррупции, известную как ГРЕКО. Впервые в истории наш представитель вошел в исполнительный орган этой антикоррупционной организации.

    Борьба с коррупцией возможна лишь при наличии комплексной системы действий всех правоохранительных, следственных, судебных, иных органов и организаций. Однако рассчитывать на успех в борьбе с этим явлением можно лишь тогда, когда произойдет коренной перелом в общественном сознании, будет выработана нетерпимость к любым коррупционным проявлениям.

    Поэтому дальнейшие усилия государства в ближайшее время должны быть направлены на формирование такой антикоррупционной культуры в обществе, а также на устранение воздействия ухудшающих криминогенную обстановку неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе последствий мирового финансового кризиса.

    Но ведь понятно, что одной только культурой общества и рекомендациями коррупцию не победить. Часть чиновников просто не боится ответственности и ворует напропалую, а с другой стороны, даже самый мелкий чиновник вынужден брать взятки, потому что на его зарплату семью не прокормить.

    Юрий Чайка: В 2011 году Генеральной прокуратурой в соответствии с поручением президента организована и совместно с правоохранительными органами была проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам проверки прокурорами выявлено свыше 41 тысячи нарушений. В целях их устранения принесено более 1,5 тысячи протестов, внесено почти 9 тысяч представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 6 тысяч виновных лиц.

    Активизирована работа, направленная на выявление фактов наличия конфликта интересов или его возможности на государственной службе. В комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов прокурорами направлено 1249 информаций, в том числе содержащих сведения о предоставлении служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдении установленных требований к служебному поведению, а также о фактах конфликта интересов.

    Успешно функционирует национальный контактный пункт по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности.

    "Игорное дело" прошумело очень громко, хотя по уровню фигурантов - это "ЧП районного масштаба". А об уголовном преследовании высоких чинов в масштабах страны что-то не слышно. Они перестали творить "зло взяточничества и беззакония" или все дело в том, что прокуратура лишена теперь права возбуждать уголовные дела?

    Юрий Чайка: Что касается отсутствия у прокурора полномочий по самостоятельному возбуждению уголовных дел, то прокурор и в данных условиях не остается безучастным к выявленным им признакам общественно-опасных деяний. При осуществлении надзорной деятельности во всех сферах, отнесенных к его компетенции, прокурор при выявлении нарушений уголовного закона направляет соответствующие материалы со своим постановлением в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании и возбуждении уголовного дела по данным фактам. У следствия и прокуратуры единая цель - установить истину и обеспечить неотвратимость наказания за совершенные преступления для лиц, их совершивших. Это в полной мере относится и к "высоким чинам", совершившим коррупционные преступления. Приведу статистику за 9 месяцев 2011 года, поскольку годовые итоги только подводятся. Так вот за это время в суд с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено 8334 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 9219 лиц. Основное количество обвиняемых привлекается к уголовной ответственности по фактам мошенничества, присвоения и растраты вверенного имущества с использованием служебного положения.

    Среди осужденных за такие преступления 692 человека являлись должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Также осуждено 1139 должностных лица правоохранительных органов, в том числе 250 следователей (дознавателей) и 13 прокуроров. Привлечен к уголовной ответственности 1 судья.

    Судебные приговоры вынесены в отношении 60 депутатов органов местного самоуправления. В 2010 году было осуждено 7 депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, а в январе - сентябре 2011 года - 6.

    Борис Березовский недавно заявил, что готов вернуться в Россию, если его перестанет приглашать Генпрокурор. Вы согласны с его предложением?

    Юрий Чайка: Генеральный прокурор его не перестанет приглашать, потому что к Борису Абрамовичу есть вопросы со стороны закона.

    В отношении него вынесены судебные решения, вступившие в законную силу, и они должны быть исполнены. Кроме того, в отношении Березовского расследуются другие уголовные дела, причем не только в России. Так что рано или поздно он все равно должен ответить за содеянное.

    Сейчас в обществе, особенно у молодежи, очень популярны так называемые социальные сети в Интернете. К сожалению, блага цивилизации нередко используют для продвижения экстремистских идей и настроений. Генпрокуратура учитывает новые тренды в этой сфере?

    Юрий Чайка: Пользоваться Интернетом, безусловно, очень удобно. И неудивительно, что социальные сети так популярны. К сожалению, эта популярность зачастую играет на руку экстремистски настроенным гражданам. Поэтому органы прокуратуры регулярно осуществляют мониторинг Интернета на предмет распространения материалов экстремистского и террористического характера. По результатам рассмотрения заявлений прокуроров о признании материалов экстремистскими судами выносятся решения об ограничении доступа к ним. Эти решения направляются для исполнения провайдерам, имеющим возможности установить контентную фильтрацию, исключить прямой доступ к таким сайтам на территории России.

    В одной из популярных российских социальных сетей в Интернете в прошлом году было выявлено сразу несколько групп, входивших в состав запрещенной судом экстремистской организации. Их численность составляла несколько тысяч человек и постоянно росла. По данному факту возбуждено уголовное дело за организацию деятельности экстремистской организации.

    Всего же следственными органами расследуются десятки уголовных дел. Однако принимаемые меры, как правило, недостаточны, поскольку большинство таких сайтов продолжает свою работу и публикацию запрещенных материалов. Основная причина в том, что серверы, через которые распространяется экстремистская информация, находятся за пределами юрисдикции России. Это также существенно осложняет получение сведений о лицах, разместивших эту информацию, и привлечение их к уголовной ответственности. В настоящее время мы продолжаем работу по совершенствованию законодательства в этой сфере.

    С начала года под крыло прокуратуры перешла вся система учета и регистрации преступлений. Кто конкретно будет заниматься этим в вашем ведомстве?

    Юрий Чайка: Действительно с 1 января 2012 году вступила в силу новая редакция статьи 51 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которая предусматривает наделение органов прокуратуры новой функцией по регистрации и учету преступлений. Хотя на практике прокуратура уже давно осуществляет надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. Ежегодно прокуроры выявляют свыше 2 миллионов нарушений законов, допущенных органами дознания при рассмотрении сообщений о преступлениях. По-прежнему имеют место факты укрытия преступлений от учета. Судите сами. Так за 9 месяцев 2011 года были зарегистрированы 1 миллион 705 тысяч преступлений. А прокуроры выявили и дополнительно поставили на учет 99978 преступлений. В их числе - 201 убийство, 1494 фактов причинения тяжкого вреда здоровью и 47915 преступлений против собственности.

    Для обеспечения новой функции в центральном аппарате Генеральной прокуратуры создано управление правовой статистики. Аналогичные подразделения планируется создать и в прокуратурах субъектов России. Основные наши усилия в ближайшее время будут сосредоточены на создании Государственной автоматизированной системы правовой статистики.

    Какой вы видите работу прокуратуры в наступившем году, что усилите и на что сделаете особый акцент?

    Юрий Чайка: Что касается задач на будущее, то их ставит сама жизнь. Сейчас нельзя ослаблять внимание к вопросам соблюдения социальных прав граждан. На постоянном контроле находятся вопросы оплаты труда.

    Еще один болезненный для граждан вопрос - нарушения в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Также полагаю, что совместными с уполномоченными органами власти усилиями мы сможем обеспечить каждого ветерана Великой Отечественной войны достойными жилищными условиями. По крайней мере, мы будем делать все от нас зависящее. Это дело чести.

    Хочу отметить, что очень эффективно мы реализуем свои надзорные полномочия в сфере экономики и в этом смысле не собираемся снижать обороты. Повышенное внимание уделим вопросам надзора за исполнением бюджетного законодательства, законодательства о собственности, о государственных и муниципальных закупках.

    Безусловно, нам необходимо более наступательно вести борьбу с коррупцией: расширить пределы антикоррупционной экспертизы, усилить надзор в сфере уголовного противодействия коррупции.

    Необходимо также заниматься вопросами ранней профилактики экстремистских проявлений, проблемами распространения запрещенной информации. Как и прежде, в числе приоритетных задач для прокуроров стоит охрана прав граждан и интересов государства от преступных посягательств. Нам необходимо обеспечить законность на всех этапах уголовного преследования, уделив отдельное внимание защите конституционных прав граждан. В ближайшее время на первый план выходят вопросы соблюдения законодательства в период проведения выборов президента России.

    Отмечая День работника прокуратуры, что вы пожелаете своим коллегам, прошедшим через такой непростой для ведомства год?

    Юрий Чайка: Наступивший год для нас - юбилейный. В этой связи я хотел бы напомнить, что у органов прокуратуры уникальная история становления и развития, солидный опыт работы, накопленный веками. Я от всего сердца поздравляю своих коллег и членов их семей с профессиональным праздником, а коллектив "Российской газеты" и ваших читателей - с Новым годом и Рождеством Христовым!

    Желаю всем нам мира, добра, успехов и чтобы Россия была процветающей и духовно богатой страной. Сильной и независимой.

    С оптимизмом смотрите в будущее, не болейте, благополучия вам и вашим близким!

    Продолжение разговора с Юрием Чайкой читайте в сегодняшнем выпуске "РГ"-Неделя".

    Досье "РГ"

    В настоящее время Генпрокуратура сотрудничает в сфере экстрадиции и правовой помощи с компетентными органами более чем 80 государств, в том числе со странами СНГ, членами Совета Европы и другими странами.

    Чтобы показать масштабы и опыт участия России в этом сотрудничестве, достаточно сказать, что ежегодно в Генеральную прокуратуру поступает из-за рубежа более 2 тысяч запросов о выдаче лиц из России и направляется нами иностранным партнерам порядка 500 запросов о выдаче лиц в Россию для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение. Кроме того, в среднем ежегодно рассматривается и разрешается около 6 тысяч запросов о правовой помощи по уголовным делам.

    Таким образом, за период с 2006 по настоящее время в нашу страну поступило из-за рубежа и было направлено иностранным партнерам около 50 тысяч запросов о выдаче и оказании правовой помощи по уголовным делам, и объем такого сотрудничества постоянно растет.

    Расширилась география сотрудничества, и наметились положительные тенденции во взаимоотношениях с рядом государств, таких как Великобритания, США, Израиль. Удалось вернуть в Россию ряд беглых преступников - фигурантов по "громким", имеющим общественный резонанс делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

    Вместе с тем Генпрокуратура продолжает сталкиваться с такими проблемами, как необоснованные отказы в выдаче, избрание запрашиваемой стороной меры пресечения в отношении разыскиваемого лица, не связанной с арестом. Это зачастую приводит к невозможности его выдачи. А длительность рассмотрения российских запросов о выдаче и правовой помощи влечет невозможность привлечения обвиняемых к уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности.

    Поделиться