Молочные кухни в Калужской области будут продолжать работу, несмотря на принятый региональным парламентом закон, упразднивший их.
Благодарить за это малыши должны своих мам, поднявших бурю возмущения.
Буквально накануне Нового года законодательное собрание области внесло изменения в региональный Закон "Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании", согласно которому четыре молочные кухни в Калуге, Обнинске, Малоярославце и Кирове с первого января прекратили свое существование. Они должны были стать обычными пунктами выдачи сухих смесей, каш и кисломолочной продукции, которая производится на заводах детского питания.
В региональном министерстве здравоохранения изменения объяснили тем, что большинство малышей в районах, где нет молочных кухонь, не имеют возможности получать биолакты и творожки. А это, по мнению чиновников, несправедливо.
- В Калужской области действовали четыре молочные кухни, затем были оборудованы пункты выдачи детского творога промышленного производства еще в шести районах, - пояснила тогда заместитель министра здравоохранения области Елена Темникова. Таким образом, в регионе сложилась ситуация, когда только в 10 муниципальных районах детям были доступны жидкие и пастообразные продукты, в остальных - лишь сухие молочные смеси.
Она также добавила, что продукты, произведенные на молочных кухнях, не могут конкурировать с произведенными на заводах детского питания. Поэтому ликвидация - только во благо малышам.
С этим категорически не согласились калужские матери, поднявшие волну общественного возмущения.
- Оказывается, детям после года биолакты решили заменить ежемесячным 400-граммовым пайком молочной витаминизированной смеси. То есть вместо живого молочного продукта со сроком хранения в пять дней давать сухое молоко с синтетическими "прибамбасами", - возмущается Ольга Кузьмина, мать двоих детей, один из которых еще младенец. Именно она организовала через социальные сети сбор подписей под письмом к губернатору с просьбой отменить решение о закрытии молочных кухонь. За три дня под письмом поставили свои подписи более 200 человек.
Матери Кирова и Малоярославца провели пикеты против закрытия кухонь. Они также уверены, что свежие продукты в любом случае полезнее того, что поступает с заводов детского питания.
Директор Калужской молочной кухни Игорь Папонов утверждает, что качество продукции, которая производится на кухне, весьма высокое. Ручного производства здесь нет, все автоматизировано.
И вот стало известно, что губернатор Анатолий Артамонов распорядился отменить решение о закрытии кухонь. Казалось бы, проблема исчерпана. Однако не все так просто: ведь механизм запущен, закон принят, бюджет сверстан, и статьи финансирования кухонь в нем, естественно, нет.
Имеются и другие сложности.
- Мы хоть завтра готовы возобновить производство, - уверяет Игорь Папонов, - но с 1 января молочные кухни перестали существовать как муниципальные учреждения здравоохранения. Теперь они будут государственными. Значит, надо принимать новый устав, регистрировать документы. А это дело не одного дня. Кроме того, теперь нужно объявлять конкурс на поставку молока, закваски и упаковки.
Иными словами, возобновить работу молочная кухня в Калуге сможет не раньше марта. А еще в декабре кухня обеспечивала творожками более тысячи калужских малышей, а биолакт получали около 4,5 тысячи детишек.
Нельзя сказать, что калужские младенцы лишены внимания со стороны государства. Область практически первой в стране ввела денежные компенсации за питание малышей. Беременные женщины получают по 800 рублей в месяц для обеспечения полноценного питания, а детям до года жизни, находящимся на грудном вскармливании, положена ежемесячная выплата в 300 рублей. Однако мамы считают, что этого недостаточно. Поэтому первой победой они не удовлетворены и теперь готовы бороться за принятие областной программы модернизации молочных кухонь.
Воронежская область
Молочные кухни сохранились лишь в нескольких муниципалитетах, в том числе наиболее крупных - Борисоглебске, Воронеже и Нововоронеже, - по инициативе и за счет местных властей. Но острой необходимости расширять эту практику, по мнению главного педиатра области Маргариты Киньшиной, сейчас нет: в продаже достаточно разнообразных продуктов для питания детей. Чтобы приготовить качественную смесь с соблюдением современной технологии, в стерильных условиях, требуется фактически оборудовать мини-завод. Между тем в Воронеже есть специальное предприятие, где производят прикормы для малышей с шести месяцев. Словом, чем доставать закваску для кухонь и делать кефир там, проще выдать матерям деньги на покупку того детского питания, которое их устраивает.
- Расходные обязательства по обеспечению беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет полноценным питанием лежат на субъекте Федерации. Воронежская область работу пунктов раздачи молочных и кисломолочных смесей не финансирует, но гарантирует компенсационные выплаты на приобретение продуктов тем, кто имеет среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума и заключение врача о наличии медицинских показаний, - пояснила Маргарита Киньшина. - Критерии поддержки прописаны в областном Законе № 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан…". Так, выплаты получают все малообеспеченные кормящие матери. Для детей условиями поддержки являются грудное вскармливание, недостаточность питания (дефицит массы тела) и анемия.
По данным за 2011 год, такой денежной поддержкой в области охвачено 55 695 человек, 65 процентов - кормящие матери. Для них и беременных женщин размер компенсации составляет 1546,8 рубля, для детей первого года жизни - 3478,93, затем до трех лет - 1933 рубля. По словам Киньшиной, эти суммы больше, чем в других регионах России:
- Мы рассчитывали выплату исходя из стоимости набора продуктов, рекомендованного Институтом питания РАМН. Надеемся, что наша поддержка стимулирует мамочек кормить грудью. В регионе 11 учреждений здравоохранения носит титул "больница, доброжелательная к ребенку" - эту характеристику дают эксперты UNISEF, ориентируясь в числе прочего на то, как медики поддерживают естественное вскармливание.
Орловская область
Молочные кухни с 1 января сменили статус - перешли из муниципальной собственности в региональную. Этого требует федеральный закон, согласно которому до 31 декабря 2011 года все муниципальные учреждения здравоохранения должны были быть переданы в государственную собственность субъектов Федерации.
Внешне в работе кухонь ничего не изменилось. Отличие лишь в том, что финансирует их работу отныне областной бюджет. Впрочем, региональная казна и раньше помогала муниципалитетам справиться с этой нагрузкой. Например, около года назад возникли денежные затруднения в областном центре. По городу поползли слухи, что молочные кухни будут закрыты. Это всколыхнуло общественность, и власти в короткий срок проблему решили. В конце прошлого года правительство области также утвердило порядок обеспечения питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до трех лет. Женщинам положено выдавать питательные смеси и соки, а детям - сухие молочные смеси и каши, молоко, а также кисломолочные и "иные продукты детского питания".
Право на питание имеют только женщины и дети, постоянно проживающие на территории области. При этом среднедушевой доход семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума.
Затраты на обеспечение полноценным питанием беременной женщины обойдутся казне в 200 рублей в месяц, кормящей матери - в 475 рублей. Стоимость питания для детей в зависимости от их возраста колеблется от 300 до 475 рублей в месяц.
Ярославская область
Детских молочных кухонь в регионе нет уже много лет. Причиной ликвидации стала дороговизна их содержания и несовременность, с точки зрения чиновников, ассортимента. Кухни предлагали обычное коровье молоко, кефир, творог и овсяные смеси на воде. В то время как в продаже уже появились качественные сухие молочные смеси, гораздо лучше адаптированные для младенческого питания. Кроме того, в регионе было начато строительство завода детского питания, который по планам должен был обеспечить смесями, кашками и пюре всех ярославских младенцев. Однако грандиозный проект перешел сначала в стадию долгостроя, а потом законсервированный объект купила фармацевтическая компания, построившая вместо завода детского питания предприятие по производству лекарств.
Сегодня ярославские груднички (прежде всего так называемые искусственники) кормятся тем, что продается в отделах детского питания обычных продуктовых магазинов. Благо ассортимент сейчас широкий. Правда, малоимущим семьям затраты на питание детей до трех лет областной бюджет частично компенсирует, выплачивая ежемесячно по 237 рублей. Те, кто к категории малоимущих не относится, не получают ничего.
Юрий Зельников, уполномоченный по правам человека в Калужской области:
- Мы направили губернатору области рекомендацию вернуться к принятому решению и обсудить с широкой общественностью целесообразность перевода всех малышей области на питание сухими смесями.
Пока же, по моему мнению, стоит вернуть прежний порядок и обеспечить детей до трех лет и кисломолочными продуктами, которые производились молочными кухнями. Мне, честно говоря, не совсем понятна логика восстановления справедливости, о которой говорят в Министерстве здравоохранения. Если всех малышей области не могут обеспечить продуктами производства молочных кухонь, следовало бы подумать о том, как это сделать, а не лишать возможности тех, кто ее уже имеет, потреблять эту продукцию. Самым правильным в этой ситуации было бы постараться обеспечить всем потребителям возможность выбора, а не навязывать какой-то один продукт.