Один из известнейших бардов России Алексей Иващенко, создатель мюзикла "Норд-Ост", дал в Петербурге сольный концерт, после которого ответил на вопросы "РГ".
Российская газета: Алексей, давайте все-таки вспомним "Норд-Ост"…
Алексей Иващенко: Не люблю я это вспоминать, хотя мне частенько и задают такие вопросы. Для меня самое обидное заключается в том, что произошла подмена понятий. Время разделилось на "до" и "после" 23 октября 2002 года. "До" - это был, безусловно, талантливый и любимый зрителями музыкальный спектакль. А теперь "Норд-Ост" ассоциируется только с трагедией, с бедой, с гибелью людей. И никакие попытки возродить постановку его уже не спасли.
РГ: Почему? Мюзикл-то был действительно "талантливый и любимый"?
Иващенко: Именно из-за этих ассоциаций. Конечно, через год после событий на Дубровке мы попытались возродить постановку. В Москве, конечно, это не получилось бы, но мы решили везти "Норд-Ост" в регионы. Заново собрали труппу, отрепетировали, арендовали залы в различных российских городах. Даже афиши уже были напечатаны. И тут начались странности.
РГ: Какие?
Иващенко: Нам под различными предлогами стали срывать постановки. В Санкт-Петербург, например, труппу вообще не пустили по какому-то надуманному поводу. То ли арендованный зал срочно на ремонт поставили, то ли еще что-то. То же самое творилось и в других регионах. Конечно, прямо никто ничего не говорил, но, насколько я понял ситуацию, региональные власти решили перестраховаться и не будить у населения ненужных воспоминаний. В результате спектакль увидели лишь в Тюмени и Нижнем Новгороде. Всего он прошел 24 раза исключительно на спонсорские средства. А потом окончательно прекратил свое существование.
После "Норд-Оста" несколько лет писал песни и выступал с концертами. Потом вспомнил о мюзиклах. Два года писал и ставил музыкальный спектакль "Обыкновенное чудо". Он был показан 156 раз, шел в Москве еще в прошлом году. Но сейчас и этот проект закончился. А я решил дать себе передышку. И в ближайшие два-три года буду только песни писать и петь. 14 апреля в Москве состоится премьера моего нового диска. Какого - пока говорить не буду. Приходите - услышите.
РГ: А как сложилась судьба вашего бессменного соавтора по знаменитому дуэту "Иваси" Георгия Васильева? Когда-то вы были неразлучны.
Иващенко: Мы и сейчас дружим и часто общаемся. Но Георгий после всех событий вообще решил уйти из жанра. Сейчас он продюсирует детские мультфильмы. Кстати, плоды его творчества вы можете видеть каждый день. В передаче "Спокойной ночи, малыши" идет сериал про сказочных малышей - "Фиксиков". Георгий - создатель, композитор и продюсер этих трогательных мультяшных персонажей.
Что касается нашего совместного исполнительства, как это было в "Иваси", то в ближайшее время мы ничего не планируем. Если возникнет какой-нибудь крупный бардовский проект вроде "Песен нашего века", тогда, возможно, и сойдемся на сцене с гитарами в руках. А в повседневном творчестве - нет, не приходится.
РГ: Алексей, есть прекрасный анекдот про двух акынов - молодого и старого. Когда старого спросили, почему он играет на одной ноте, а молодой "бегает" по всем ладам и струнам, старик ответил: "Молодой еще. Ищет". Скажите, а вы сами "еще ищите"?
Иващенко: Конечно, постоянно. Жанры, стили, новую музыку, новые слова. Если не искать, то очень быстро перестаешь быть интересен даже самому себе.
РГ: Но ведь славой вы не обделены. И в жанре авторской песни достигли всех мыслимых высот.
Иващенко: Ничего подобного. Это только так кажется. Знаете, на самом деле, в каждом из жанров и проектов, которыми занимался, я чувствовал и чувствую себя середнячком. Для меня, например, оформить мысль в стихотворение - адский труд. И при этом я знаю людей, которые в этом жанре достигли действительно неземных вершин. Они пишут и поют легко и органично, как дышат.
РГ: Кого, например?
Иващенко: Прежде всего, бардов старшего поколения, перед которыми я преклоняюсь. Можете себе представить такую ситуацию? Человек уехал в тайгу, сочинил там песню. А когда вернулся из сибирской глухомани в родной Ленинград, его песня уже из всех окон звучала. Я имею в виду "За туманом" Юрия Кукина. Насколько же эта вещь должна была быть талантлива, насколько точно должна была попасть в "общественное ожидание", чтобы стать национальным гимном для многих поколений? Наши старики - великие люди. Они очень остро чувствовали свое время, свой народ, в значительной степени были консолидаторами, исполнителями духовных ожиданий целой нации.
РГ: Ваша дочь Маша - достаточно успешная и востребованная актриса. Снимается, озвучивает иностранных артистов, работает в дубляже. А как вы сами оцениваете ее карьеру?
Иващенко: На мой взгляд, ее карьера складывается вполне удачно. В первую очередь это связано с тем, что она очень серьезно отнеслась к учебе. Можно сказать, Маша "ухватила профессию". Ей теперь ничего не страшно - она все умеет. Например, сейчас она работает в мюзикле "Звуки музыки". В ежедневном режиме, играет четыре - пять спектаклей в неделю.
РГ: А ее отношение к бардовской песне?
Иващенко: Неоднозначное, потому что Маша чрезвычайно требовательна. Например, когда я сочиняю что-то новое, то по вечерам с легким трепетом представляю все это на суд первых слушателей - жены и дочки. Они смотрят на меня, как два лазера, насквозь прожигают. Для меня именно их мнение в значительной степени является решающим.
Справка "РГ"
Алексей Иващенко и Георгий Васильев работали над постановкой "Норд-Оста" с 1998 года. В 2001 году состоялась премьера спектакля. "Норд-Ост" в Москве проходил с ежедневными аншлагами. 23 октября 2002 года театральный центр на Дубровке, где играли юбилейный спектакль мюзикла, захватили террористы. Иващенко и Васильев в этот момент находились в здании и спаслись чудом.