Сегодня в Минюсте под руководством министра Александра Коновалова намечено провести итоговое совещание группы, работающей над реформой Гражданского кодекса.
Предполагается, что в тексте обновленного документа будут прописаны санкции за нарушение нормы о раскрытии конечных владельцев офшорных компаний. За сокрытие данных о бенефициарах офшор может быть признан в России недобросовестным приобретателем и должен будет вернуть все полученное по заключенным сделкам.
Наряду с этим ответственность по обязательствам офшора будут нести лица, действующие от имени компании. Эксперты по-разному оценивают идею.
Старший аналитик по облигациям ИГ "Норд-Капитал" Максим Зайцев замечает: "Информация о конечных бенефициарах важна контрагентам и потенциальным инвесторам, ведь без неё нельзя в полной мере оценить риск недобросовестности. В противном случае анализ остальных рисков может быть фикцией, так как нельзя быть уверенным, что предоставленная информация о подобной компании является достоверной. Кроме того, при отсутствии информации о конечных бенефициарах сложно контролировать законность деятельности подобных компаний".
В свою очередь руководитель корпоративной практики "ФБК-Право" Александр Ермоленко считает, что введение такого рода ответственности вызывает опасения с юридической точки зрения. " Санкция об ответственности за сокрытие данных о владельцах не устанавливает правил и может быть применена в случае, когда не ясно, есть нарушения или нет.
Вызывает вопросы сам подход о вменении: такие понятия, как "сокрытие данных о бенефициарах" и "недобросовестный приобретатель", юридически никак не связаны. "Добросовестный приобретатель" - это гражданско-правовая конструкция, по ней есть наработанная судебная практика и непонятно, как ее хотят увязать с раскрытием данных.
Введение ответственности по обязательствам офшора для лиц, действующих от имени компании, вообще недопустимо с юридической точки зрения. В этом случае легко могут возникать ситуации объективного вменения, когда лицо не виновно, но вынуждено нести ответственность за других, так как этих других просто-напросто не нашли".
Рассуждая о санкциях за нарушение нормы о раскрытии конечных владельцев офшорных компаний, эксперт юридической фирмы "Частное право" Рустам Маметов подчеркивает: "Раз уж нормы будут включены в поправки, то и санкции за их нарушения должны быть".
"Без применения санкций за нарушение норм о раскрытии пользы не будет, - убежден он. - Однако необходим четко прописанный процесс применения санкций. В противном случае мы получим либо "мертвую" норму, либо норму, снижающую интерес инвесторов к нашей стране.
Считаю, что применение солидарной ответственности лиц, действующих от имени компании, или уполномоченных ее представителей, может создать реальные помехи для деятельности офшоров, работающих в России, а значит повлечет снижение интереса офшорных компаний к России. Кроме того, окажутся ли такие санкции действительно стимулирующими для раскрытия конечных владельцев?"
Своя точка зрения у Владимира Рябинникова, председателя совета дирекоров компании "Рябинников и партнеры":В очередной раз государство демонстрирует неспособность адекватно реагировать на вызовы времени, безуспешно пытаясь бороться со следствием, а не с причиной. Вновь мы пытаемся обложить бизнес запретительными и карательными мерами, показывая свою несостоятельность в сфере управления экономическими процессами. Вместо того, чтобы создавать законодательно благоприятный климат для возвращения вывезенного капитала и привлечения нового, мы отважно до безумия начинаем демонстрировать, что умеем круче, чем тот слон в посудной лавке. Если речь идет о налоговом контроле со стороны государства, то необходимо изменять систему работы налоговых органов и систему отчетности, упрощая или усложняя на выбор уважаемых специалистов из президентского совета по кодификации, но никак не раскрывать конечного бенефициара".
Владимир Рябинников сомневается, что мера сработает, поскольку возможности обойти ее существуют уже сейчас. "Например, в Швейцарии уже несколько десятков лет существует возможность оформлять акции на предъявителя. То есть, к моменту отчета перед государством российским акциями будет владеть некий нотариус кантона Цуг, который связан с реальным бенефициаром, например договором. В подобном случае все попытки государства выйти на конечного бенефициара обречены на полное фиаско, так как на изменение своего законодательства Швейцария не пойдет, даже по просьбе нашего Президента. А теперь представьте ситуацию, когда кипрским оффшором владеет швейцарское акционерное общество, которым в свою очередь на период отчета перед российскими государственными органами владеет швейцарский нотариус, который формально является владельцем... Получается, что мы в очередной раз галопом, абсолютно не подготовлено переписываем один из важнейших законов страны".