Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, выбрал для "делового завтрака" в "РГ" раннее утро. В 8.00 он был в редакции. В ходе разговора выяснилось, что, несмотря на то, что он назначен на этот пост чуть больше месяца назад, идей у гостя - как реанимировать общественный транспорт - немало.
По новым путям
Максим Станиславович! В этом году поставлена задача увеличить число пассажиров на общественном транспорте на 120 миллионов. Это реально?
Максим Ликсутов: В прошлом году добавилось 100 миллионов пассажиров, в этом ждем 120 миллионов. В год же перевозятся милиларды, поэтому я считаю, что нужен еще больший рост. Но он должен быть не революционным, а поступательным, с объяснением преимуществ общественного транспорта и сохранением объемов передвижения на личных автомобилях.
И в чем же преимущества общественного транспорта?
Максим Ликсутов: Поездка на нем дешевле, чем на автомобиле, а с введением автобусов-полуэкспрессов на выделенных полосах - еще и вдвое быстрее.
А вы пользуетесь общественным транспортом?
Максим Ликсутов: Да, езжу на электричке. Очень удобно. Дорога из Переделкино занимает 23 минуты вместо 40 на машине.
Известно, что Москва пытается превратить пригородный железнодорожный транспорт и в полноценный вид городского транспорта. Правда, почему-то новым направлением для экспрессных поездов выбрана Рублевка...
Максим Ликсутов: Правительство Москвы действительно обратилось к руководству РЖД с просьбой проработать маршруты, на которых можно перенести поезда дальнего следования с часов "пик" на другое время. Дело в том, что далеко не на всех направлениях есть такая возможность. Есть, например, Ярославское и Казанское направления, где пригородные поезда уже ходят с минимальным интервалом. А где-то ситуация иная. Для пассажиров дальнего следования час-другой значения не имеет, а для пригородных - каждые 15-20 минут важны. Ожидаем, что уже в этом году Московский узел дополнят около 60 "ниток" пригородных поездов.
Спрос на них будет?
Максим Ликсутов: Да. Любая возможность доехать из области в город и обратно за небольшие деньги и в обход пробок - востребована. Поэтому мэр предложил РЖД рассмотреть возможность строительства отдельных выделенных линий для пригородного сообщения, и мы уже получили от них предварительные проработки. В соответствии с ними в городе может появиться специальная инфраструктура для электричек, включая дополнительные пути.
И сколько таких путей может появиться?
Максим Ликсутов: По 9 из 11радиальных направлений. Перед РЖД поставлена задача вдвое увеличить пригородные перевозки.
Ускорение для автобуса
А автобусом совсем не пользуетесь?
Максим Ликсутов: Недавно был на маршруте автобуса-полуэкспресса N 903. Новые машины, низкопольные и с кондиционерами, вызвали приятные эмоции.
В морозы много автобусов не вышло на линию?
Максим Ликсутов: В "Мосгортрансе" - минимальный процент. Предприятие всегда формирует определенный резерв, который выходит в случае поломки. Хуже дело у коммерческих перевозчиков, рыночная доля которых составляет порядка 35-40%. Из них до 20% в эти дни не выходят из парка по разным причинам. В соответствии с законом "Мосгортранс" к началу года оборудовал свой подвижной состав системой ГЛОНАСС, благодаря чему появилась возможность администрирования качества работы перевозчика.
Закона, который обязал бы коммерческих перевозчиков присоединиться к ней, нет. Можем только рекомендовать им это, что помогло бы нам корректно оценивать качество работы данных предприятий. Есть автобусы, датчики, расписание, маршрутная сеть. Все наглядно. Я вообще сторонник средств технического контроля.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Когда на остановках в Москве, как на Западе, появятся информационные табло с точным временем прибытия автобуса?
Максим Ликсутов: Процентов 30 поставим в этом году. Но уже есть более удобная и менее дорогостоящая технология, позволяющая следить за расписанием, - это приложение к мобильному телефону. С ним динамическое табло всегда под рукой. Наша задача сделать это за ближайший год. Для большей же части пассажиров важнее знать, что транспорт на этом маршруте ходит каждые пять минут. Вот почему мы сторонники того, чтобы в ближайшее время в городе появилось интерактивное расписание, за соблюдением которого москвичам вообще не придется следить. Мне кажется, это будет более очевидным показателем заботы города о людях. А, для того чтобы расписание выполнялось четко, будет создана новая маршрутная сеть движения, которая свяжет между собой разные виды общественного транспорта. Заранее смоделировав ситуацию, мы сможем понять, как поведут себя пассажиры, скажем, приехав на Белорусский вокзал. Рассчитать, исходя из количества рабочих мест и офисов в этом районе, какая часть пойдет пешком, а какая воспользуется наземным общественным транспортом, метро, хватит ли для этого пропускной способности. Это позволит адаптировать маршрутную сеть к потребностям пассажиров каждого района.
Параллельно предстоит заняться и созданием единого транспортного пространства, комфортного и понятного для людей.
А когда появится единый билет на все виды городского транспорта, включая электричку?
Максим Ликсутов: Месячный абонемент в этом году постараемся сделать. Более того, есть идея заложить в билет время его действия. К примеру, он рассчитан на 30-35 минут (сколько именно, еще просчитывается). Если в течение этого времени пассажир, доехав до нужной станции метро, пересаживается на трамвай или троллейбус, он продолжает ехать по тому же самому билету, то есть фактически оплачивает поездку один раз. Предложив более дешевую и удобную услугу, общественный транспорт сможет привлечь к себе пассажиров, которые пока предпочитают личный автомобиль для поездки на короткие расстояния.
С желтыми номерами
В последнее время власти говорят о "бомбилах", как о зле, которое нужно искоренить. Вы так же считаете?
Максим Ликсутов: Ничто сегодня не мешает законопослушному гражданину сдать минимальный комплект документов и бесплатно за 30 минут получить разрешение на право осуществлять перевозки такси. Как и сделали 12 800 таксистов.
Цены у легальных перевозчиков зашкаливают, они вдвое-втрое выше, чем у нелегала.
Максим Ликсутов: Согласен, что тарифы некоторых таксомоторных компаний завышены. Но у города нет права тарифного регулирования таксомоторных перевозок. Это - дело рынка. Будет конкуренция, цены снизятся. Для этого нужно, чтобы на дорогах появилось 45-55 тысяч машин такси. Когда это произойдет? Сказать сложно. В этом году мы хотим удвоить количество официальных такси, всячески поддерживая их. Для этого создаем парковки возле метрополитена и на уличной дорожной сети, места для отстоя машин. Уже сейчас легальных перевозчиков, в отличие от нелегалов, пускают на привокзальные территории - по договоренности с дирекцией железнодорожных вокзалов. Кроме того, совместно с ГИБДД рассматривается возможность введения желтых номеров для легальных такси, что пока не разрешено законодательством. Надеемся за год согласовать нововведение, чтобы москвичам было проще ориентироваться: "бомбила" перед ними или официальное такси.
Автомобилист - не изгой на дороге
Столичные власти не скрывают, что в последнее время стараются вынудить как можно больше горожан отказаться от поездок на личном автомобиле и пересесть на общественный транспорт. И вдруг недавно вы заявляете, что готовы по выходным разрешить автовладельцам пользоваться выделенными полосами, создание которых специально для общественного транспорта во многих местах существенно осложнило их жизнь. Чем объясняется такое "послабление"?
Максим Ликсутов: Давайте исходить из того, что все автомобилисты - полноправные жители города и комфортные условия должны быть созданы для всех. Для этого правительству предстоит решить огромную проблему, которая не стоит в городах Европы или Америки: это тотальное несоблюдение Правил дорожного движения, и прежде всего - парковки. Там, если вы бросите машину в неположенном месте, она будет стоять от силы полчаса. Затем ее эвакуируют, а вы заплатите штраф 120-150 евро.
С 1 июля и у нас штрафы поднимутся. За парковку в неположенном месте, например, с 300 рублей до 3 тысяч...
Максим Ликсутов: Цель города - не обогатиться, а приучить автомобилистов следовать Правилам дорожного движения. У нас большие надежды на оснащение дорожной инфраструктуры интеллектуально-транспортной системой. Есть задача совместно с ГИБДД сократить время оформления ДТП с учетом возможностей ИТС. Автоматика и заложенные алгоритмы смогут сами, без помощи оператора, оценить тяжесть ДТП, которые и являются причиной большинства пробок. Система направит звонок и видеокартинку в ближайший пункт "скорой помощи". Что же касается небольших аварий, то здесь необходимо стремиться к европейским стандартам, когда большинство страховых случаев оформляются вообще без участия полиции, если нет пострадавших.
Мэр говорил, что в центре сократится число парковок...
Максим Ликсутов: "Тромбы" вроде тех, что у Белорусского вокзала или на Новом Арбате у кинотеатра "Октябрь", где машины на дороге в три ряда стоят, уж точно нужно убирать. Задача города - не поставить людей в жесткие условия, а дать альтернативу: на чем все-таки ехать - на личном или общественном транспорте.
То есть все-таки приоритет - общественному транспорту...
Максим Ликсутов: Так принято во всех городах мира. Но выбор все-таки остается за горожанами, однако повлиять на него, не скрою, мы намерены. Разработаем в течение года единые стандарты обслуживания пассажиров в общественном транспорте. Не книжку, которая висит где-нибудь в вагоне или салоне, никому не нужная, а свод простых и всем понятных правил. Первое - обеспечить регулярность движения, второе - четко озвучить права пассажиров. Так, если что-нибудь случилось, трамвай не может дальше ехать или автобус сломался и пассажиров попросили выйти посреди дороги, они должны знать, что на другом автобусе поездка будет бесплатной. Далее, если услугу не оказали, то пассажир вправе пожаловаться и ответ на его обращение должен прийти не через 30 дней, как сейчас, а максимум через 5-7. Когда появятся правила, нам удастся переступить границу недоверия, которое москвичи испытывают к общественному транспорту.
Сколько для этого потребуется времени?
Максим Ликсутов: На прежней работе я занимался запуском аэроэкспресса в Шереметьево. Буквально через две-три недели после начала его движения мы совместно с ОАО "РЖД" заложили 30-минутный интервал движения. А, для того чтобы заполняемость дошла хотя бы до экономически оправданного уровня, потребовалось два года. Как я понимаю, это как раз то время, которое было нужно для оценки преимуществ. Сейчас стоит задача - в кратчайшие сроки завоевать доверие населения ко всему общественному транспорту города.
Акцент
В течение года разработаем в Москве единые стандарты обслуживания пассажиров в общественном транспорте. Не книжку, которая висит где-нибудь в вагоне или салоне, никому не нужная, а свод простых и всем понятных правил