26.01.2012 15:05
    Поделиться

    В Заполярье исследователь наскальных рисунков нашел древний роддом

    В Мурманске готовится к изданию каталог петроглифов - первый научный труд, полностью документирующий каждый рисунок.

    Ученые нашли древний роддом?

    Древние художники Кольского полуострова оставили нам на память удивительные свидетельства своей жизни - наскальные рисунки, которые ученые называют петроглифами. Особенно много их творений сохранилось на скалах островов Канозера. Недавно в Мурманске прошла презентация книги сотрудника Кольского центра охраны дикой природы Вадима Лихачева "Рисунки Канозера: открытия, изучение, сохранение". А сегодня, по его словам, готовится к изданию каталог петроглифов - первый научный труд, полностью документирующий каждый рисунок.

    - Количество изображений на островах Канозера перевалило уже за тысячу, - рассказывает Вадим Лихачев. - Исследователи продолжают находить все новые и новые изображения. Последний раз рисунки обнаружили на вершине горы, к их исследованию привлечены французские археологи.

    Основные темы рисунков: морская охота, изображения оленей и лосей, различные ритуалы и деторождение. Есть уникальное изображение птиц - например, летящего журавля. Отдельные рисунки имеют огромные размеры - более метра вширь и до двух сантиметров в глубину Суть многих петроглифов остается для нас тайной. До сих пор не удается разгадать, что означают различные круги и оконтуренные кресты. Возможно, они как-то связаны с религиозными ритуалами древних обитателей Заполярья. У Вадима Лихачева даже есть версия, что острова Канозера представляют собой древний "роддом". Правда, пока это всего лишь ничем не подтвержденная гипотеза.

    Мох сберегает петроглифы

    Исследовать петроглифы доводилось и Леониду Ершову - известному в заполярных краеведческих кругах путешественнику, который предпочитает добираться в одиночку до любых археологических достопримечательностей, в какую бы глушь ни приходилось для этого забираться. Только этого человека можно было встретить в горах Памира с рюкзаком за спиной и портфелями в руках. Он даже разработал собственную методику прокрашивания рисунков - заготовил дома разноцветные порошки из растертых школьных мелков и осторожно, мягкой кистью наносил их на углубления в камне, из которого выступали сюжеты жизни древних северян. Видимо, в награду за желание сберечь их наследие каменные полотна открыли Леониду то, что не удалось обнаружить первооткрывателям петроглифов. Древний охотник изобразил сцену морской охоты на белуху. В боку морского зверя торчал гарпун, борозда, изображающая линь (специальную веревку, которая крепится к гарпуну), уходила куда-то под мох…

    - Я не удержался от искушения приподнять его, - рассказывает Леонид Ершов. - И увидел потрясающую картину. Под мхом была изображена большая лодка с людьми, которые и охотились на эту белуху. И я понял, что рисунки на открытой части камней - лишь небольшая часть того, что изобразили здесь художники минувших тысячелетий. Возможно, рисунками под ягелем покрыты все острова. Но снять мох без ущерба для петроглифов нельзя, хотя иногда без этого трудно обойтись. Он консервирует рисунки, сохраняя их от воздействия влаги и ветра, сглаживающих поверхность камня.

    Верещагин - последователь Верещагина

    Увы, петроглифы приходится всерьез оберегать от вандалов. С ними не раз доводилось сталкиваться Станиславу Верещагину, который долгое время работал там рыбинспектором, а заодно и охранял наскальные рисунки.

    - Первое время Верещагин умолял свое начальство дать ему хоть какой-нибудь документ, дающий его обладателю право охранять каменные полотна первобытных художников от вандалов, - рассказывает Леонид Ершов. Как водится, в ответ слышались лишь невнятные обещания в стиле "как только, так сразу". А однажды на острова Канозера приехали высокие гости, которые вознамерились не только полюбоваться на образчики древнего творчества, но и выковырять из каменной плиты парочку рисунков "на память". Не затрудняясь долгими размышлениями, незваные гости принялись вырубать рисунки топором. Трудно представить, что сталось бы с петроглифами, если бы Верещагину не стало за державу обидно. "Любители" редкостей не обращали внимания на удостоверение рыбинспектора и настойчиво посылали его ловить браконьеров. Однако отважный энтузиаст не отступил и все-таки выпроводил высокопоставленных вандалов с охраняемых им мест.

    Еще одну категорию посетителей островов Канозера категорически не устраивает тот факт, что наскальные рисунки очень трудно красиво сфотографировать - они едва видны. Некоторые пытались процарапать рисунки поглубже в камне с помощью ножа, не задумываясь, что такая операция погубит уникальные произведения. На некоторых камнях самым варварским образом намалеваны надписи краской. А кто-то из числа альтернативно одаренных граждан додумался выдолбить свой автограф прямо поверх петроглифов.

    Сейчас на островах Канозера создан музей. Исследователи надеются, что больше никому не придет в голову отрубать куски от каменных полотен. Однако теперь они ждут не просто восторженных поклонников, но и скрупулезных исследователей. По данным ученых, острова представляли собой художественную мастерскую начиная с четвертого-третьего тысячелетия до нашей эры и заканчивая Средневековьем. Это настоящая каменная летопись, которую еще только предстоит расшифровать и прочитать.

    Однако, считает Вадим Лихачев, под охрану следует взять не только скалы с петроглифами, но и территорию вокруг них. На берегу озера есть остатки деревни конца XIX века, жители которой занимались жемчужным промыслом. Неподалеку можно увидеть карельское кладбище, а в лесу поблизости есть саамские ловчие ямы и месторождение амазонита. Предел мечтаний ученых - включить петроглифы Канозера в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда решится этот вопрос и решится ли вообще, пока неясно.

    Справка "РГ"

    Первые наскальные рисунки на Канозере были открыты 5 июля 1997 года Юрием Ивановым, сотрудником краеведческого музея поселка Ревда. В 1998 году в экспедиции ревдинского музея принял участие старший научный сотрудник ИИМК РАН Владимир Шумкин. Тогда было открыто восемь групп петроглифов. С 1999 года Кольская археологическая экспедиция приступила к поиску, фиксации и изучению наскальных рисунков на Канозере. По состоянию на 2007 год здесь открыто более тысячи изображений в 18 группах на трех островах (острова Горелый, Еловый, Каменный) и "материковой" скале (скала Одинокая).

    Помимо Канозера, наскальные рисунки на Кольском полуострове были обнаружены еще в двух местах. Впервые петроглифы в Мурманской области были найдены у деревни Чальмны-Варрэ (она же Ивановка) в среднем течении реки Поной в 1973 году. Их возраст - около трех-четырех тысяч лет. Один из камней с петроглифами Чальмны-Варрэ был вывезен в краеведческий музей Ловозера. А в 1981 году на полуострове Рыбачьем были обнаружены "писаницы" - рисунки охрой на камне. Их возраст, по разным данным, около восьми тысяч лет. Кстати, при исследовании "писаниц" обнаружилось, что рядом с рисунками есть изображения, процарапанные металлическим орудием. Их происхождение остается пока неизвестным.

    Поделиться