Сегодня технология виртуализации получила наибольшее распространение в трех сегментах: серверов, приложений и рабочих мест. Правда, виртуализация рабочих мест развивается далеко не так бурно, как серверная виртуализация. Тому есть несколько причин. Прежде всего это - наличие технологий-субститутов (например, терминал-серверы, уже не один год применяемые компаниями), а также наличие определенных сложностей с лицензированием виртуальных рабочих мест, в определенных случаях ведущих к увеличению общей стоимости владения инфраструктурой (так как рабочее место существует более чем в одном экземпляре: на сервере и на клиенте), и в конечном счете сравнительно узким набором сценариев применения.
Виртуализация приложений (виртуализация на уровне операционной системы) имеет фокусное применение: например, в бизнесе хостинг-провайдеров, поскольку она позволяет достичь наивысших значений коэффициента консолидации серверов, и эта "ниша", по мере все большего развития публичных облаков, постепенно становится все более стратегической.
Виртуализация серверов (виртуализация на уровне аппаратуры) является самым большим сегментом рынка виртуализации. Эта технология предлагает компаниям, ЦОДам и хостинг-провайдерам значительные преимущества: новые функциональные возможности, оптимизацию затрат на серверную инфраструктуру, а также возможности по развитию бизнеса (для случая публичных облаков) и изменение парадигмы работы ИТ-отдела внутри компании (для случая частных облаков). В новой парадигме ИТ-отдел выступает внутренним поставщиком ИТ-услуг для внутренних отделов компании, а не "центром затрат".
Размер рынка виртуализации сегодня различные аналитики оценивают по-разному. Например, IDC и Forrester, оценивая мировой рынок виртуализации, называют цифру в $40 млрд, но есть оценки и в $10-$20 млрд, в зависимости от применяемых методик. Но в одном они сходятся: в период до 2015 года мировой рынок виртуализации будет расти. В России в абсолютном выражении в 2015 году рынок виртуализации может достичь размера в $500 млн, увеличившись более чем в 10 раз по сравнению с текущим уровнем, прогнозирует Forrester. При этом, если в расчет включить затраты на приобретение аппаратуры и сервисные услуги по внедрению виртуализации, то размер рынка публичных облаков в России, по оценке IBS, увеличивается в три раза. Доля публичных облаков в мире сейчас составляет 40% и вырастет к 2015 году почти в полтора раза, отмечает Forrester.
Публичные облака продолжают вызывать недоверие со стороны компаний, прежде всего с точки зрения безопасности (или просто доверия к провайдеру) и/или необходимости соблюдения требований законодательства. Надежного решения этой проблемы в настоящий момент не существует, так как есть фундаментальная проблема: если данные обрабатываются в облаке, то они должны быть доступны для провайдера (то есть храниться в незашифрованном виде). Либо же облако может использоваться просто как "внешний диск", например, для хранения зашифрованных резервных копий. Очевидно, что данная проблема - не специфична именно для виртуализации как технологии: речь идет о проблеме доверия к аутсорсингу обработки своих данных в целом.
Экосистема виртуализации бурно развивается. Выпускаются совершенно новые продукты, специфичные только для виртуальной среды (например, продукты резервного копирования, решения для информационной безопасности, продукты для мониторинга и управления виртуальной средой и др.). Продукты, созданные еще для физической среды, в основном все уже адаптированы к применению в виртуальной среде.
Интересным многообещающим трендом последнего времени стало применение мобильных устройств в бизнесе. Однако эта тенденция наталкивается на проблемы информационной безопасности в части конфиденциальности бизнес-данных на персональных мобильных устройствах, которые большую часть времени используются сотрудниками в своих личных целях. В 2013 году можно ожидать развития мобильной виртуализации для решения этой проблемы. Суть идеи в том, чтобы в момент использования устройства в служебных целях запускать на мобильном устройстве виртуальную машину, изолирующую корпоративные документы, временные файлы, буфер обмена, окно терминала, соединенного с корпоративной сетью и проч., в отдельном виртуальном зашифрованном контейнере. Когда сотрудник завершает работу и начинает применять устройство в личных целях, виртуальная машина закрывается и все корпоративные данные становятся недоступными.
В целом можно сделать вывод о том, что в долговременной перспективе виртуализация будет стремительно развиваться и как технология, и как бизнес-концепция (публичные и частные облака). Наиболее вероятным долговременным трендом станет применение нескольких гипервизоров одновременно в рамках одной компании. Платформы виртуализации будут продолжать дополняться встроенным функционалом, который ранее поставлялся или за отдельную плату, или независимыми производителями программного обеспечения.
Мода на "облака в целом" уже прошла. Слово "облако", само по себе, уже не наделяет продукт "атрибутами успешности", и все зависит от компании и ведения бизнеса.