Завтра регионы ПФО начнут переход на оказание госуслуг в электронном виде

В Самарской области проект стартует уже завтра, в Татарстане - в тестовом режиме - с 1 марта, остальные регионы должны присоединиться к нему не позднее 1 июля.

Самарская область

Напомним, на 1 июля нынешнего года в нашей стране намечен старт реформы, которая должна сделать услуги органов власти максимально простыми и удобными. С этого дня гражданам и юридическим лицам не придется больше стоять в министерствах и ведомствах в очередях за справками. Запрашивать их в электронном виде поручается тем организациям, которые оказывают государственные и муниципальные услуги.

Регион переходит на систему межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ) 1 февраля. На протяжении двух последних месяцев в губернии шла обкатка новых принципов работы чиновников. По словам руководителя департамента информационных технологий и связи правительства Самарской области Станислава Казарина, перед внедрением системы "необходимо было провести масштабную ревизию и синхронизацию информационных систем и баз данных всех органов власти".

По данным департамента, в губернии органами исполнительной власти и МСУ предоставляется 2367 услуг, в числе которых 331 - государственные. После проведенного анализа определили перечень услуг, переводимых на МЭВ, на каждую из них сформировали свой "паспорт". Затем были проработаны и согласованы технологические карты взаимодействия для этих услуг.

Как пояснили корреспонденту "РГ" в департаменте информационных технологий, с 1 февраля в рамках системы МЭВ окажут более сотни государственных услуг, постепенно к этой работе подключатся и чиновники муниципального уровня. Затем мы надо синхронизировать процесс с ведомствами федерального уровня. Тогда и заработает полная версия системы.

Татарстан

Республика начнет освобождаться от излишних бюрократических процедур уже с 1 марта, правда, пока в тестовом режиме. В Казани теоретически готовы снять с граждан бремя хождения по инстанциям уже сегодня, но подводят районы Татарстана, где чиновники еще с трудом представляют, как это - жить без справок.

Для того чтобы "сверить часы", министерство экономики Татарстана инициировало видеоконференцию с представителями всех городов и районов республики. Хотели выяснить, все ли понятно на местах, какие проблемы возникают и как их оперативно решить. Однако на том конце провода вопросов не было, а те, кто числился в "штрафниках" (Атнинский, Балтасинский, Пестречинский и Черемшанский районы), вообще на связь не вышли. На экране появились только пустые кресла. "Вот теперь видно, как в этих районах ведется работа", - констатировал заместитель министра экономики РТ Айрат Шамсиев. Выяснилось, что 24 из 45 муниципалитетов до сих пор не готовы представить на экспертизу нормативно-правовую документацию, в соответствии с которой и будет налажено взаимодействие.

Из отстающих на месте оказался только представитель Мензелинского района. Да и тот всю вину за проволочки переложил на заболевшего специалиста. А что будет дальше, когда вся система заработает? Правда, Айрат Шамсиев заверил, что все как раз и делается для того, чтобы в дальнейшем программа не зависела от конкретного человека.

Когда видеоконференция подходила к концу, один вопрос все-таки задали - из Бугульминского района. И это был даже не вопрос, а просьба пригласить представителей всех районов на практикум по запуску программы, так как вроде бы все на бумаге понятно, а вот как это применить на деле, пока не ясно.

Как рассказал "РГ" Айрат Шамсиев, согласно анализу, проведенному министерством и Центром экономических и социальных исследований РТ, сейчас в республике определен предварительный перечень из 70 услуг, при предоставлении которых осуществляется взаимодействие между органами власти. Эффект не заставит себя ждать. Так, если сейчас министерство земельных и имущественных отношений РТ, ссылаясь на административный регламент, просит предоставить пакет из восьми документов, то с июля их число сократится вдвое.

- Думаю, что в течение 5-10 лет мы вообще перейдем только на электронный документооборот, как это сейчас происходит во многих странах. К примеру, в США гражданину не нужно даже выходить из дома, чтобы получить паспорт: он может заполнить заявление и отправить его вместе с фото по электронной почте, а паспорт ему пришлют по почте. Возможно, и мы доживем до этого дня, - обнадежил чиновник.

А пока, по словам замминистра экономики РТ, понадобится еще как минимум год с начала запуска программы, чтобы устранить все шероховатости. Не исключены и технические сбои, так как система одновременно заработает по всей России.

Башкортостан

В Башкортостане на стадии перевода в форму электронного межведомственного взаимодействия сейчас находятся 13 услуг, в ближайшее время проект охватит уже 68.

Подготовительная работа по внедрению новой системы в Башкортостане велась примерно полтора года. Суть проекта заключалась в том, чтобы регион спроектировал все виды взаимоотношений между органами госвласти по обмену документами. Для этого необходимо было проанализировать так называемое межведомственное взаимодействие федерального, регионального и муниципального уровней.

- Мы до конца прошлого года эту работу провели и теперь знаем, какие органы власти какими документами и в каком виде обмениваются при предоставлении госуслуг, - заявил "РГ" министр связи и массовых коммуникаций Башкортостана Борис Мелкоедов. - Как говорят строители, самое трудное - это нулевой цикл, фундамент. Так вот, я считаю, что он сформирован. Это и система обработки, и хранение информации, и ее передача.

Для этого была организована работа республиканского центра обработки данных на базе суперкомпьютера УГАТУ, развернут первый сегмент республиканской сети передачи данных, включивший в себя все органы государственной власти и муниципалитеты. Утверждена архитектура электронного правительства, построенная на компонентах свободного программного обеспечения. Организовано также подключение к федеральному сегменту межведомственного взаимодействия.

Будет создано как можно больше "точек входа", через которые гражданин может обратиться с просьбой об оказании ему той или иной услуги: через Интернет, инфокиоски, многофункциональные центры или прямое общение. Человек сможет выбрать вариант, который ему наиболее удобен.

По мнению специалистов, нововведение позволит во-первых, четче представлять объемы работ каждого ведомства и их работников, а значит, лучше планировать свои расходы, сделать их адресными, так как все информационные потоки будут фиксироваться. А во-вторых, инфраструктура электронного правительства, построенная на новых технологических принципах, должна повысить эффективность работы государственного аппарата в целом.

1 июля 2012 года - ключевая дата. Чиновники заверяют, что начиная с этого дня любой житель Башкортостана сможет зайти на портал государственных услуг Российской Федерации и ознакомиться с перечнем услуг, который ему могут предоставить органы власти на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, уточнить их описание, регламент, форму предоставления - например, на бумажном, электронном или ином носителе.