Военные самолеты падают чаще гражданских. Однако падение или вынужденная посадка воздушного судна вовсе не означает потери экипажа.
В ходе учений ВВС на военном аэродроме Балтимор в Воронеже корреспонденту "РГ" рассказали, как выжить в экстремальной ситуации.
В особом тазике под сиденьем пилота располагается так называемый носимый аварийный запас, НАЗ. Он прикреплен к парашютной подвеске пилота и покидает самолет вместе с ним. После раскрытия парашюта включается и спасательное оборудование: на длинном фале под летчиком виснет, одновременно надуваясь, небольшой плот на случай посадки на воду, ранец с предметами первой необходимости, в аварийном диапазоне пищит радиостанция "Комар" в герметичном плавучем чехле.
В ранце килограмм витаминизированной карамели - ученые рассчитали, что именно такая диета позволяет летчику принимать взвешенные решения (сахар положительно влияет на деятельность мозга) и продержаться трое суток. 16 дополнительных патронов к пистолету Макарова для охоты и самообороны. 60 граммов соли в герметичной упаковке. Два ножа: мачете и нож летчика с пилой. Бинт и йод. Два десятка специальных спичек - они горят, как маленькие факелы, и не гаснут в любую непогоду. 10 сигнальных ракет и устройство для их запуска. Порошок уранин, при помощи которого можно создать оранжевое пятно на воде, земле или снегу. Таблетки сухого горючего, сигнальное зеркальце и патрон "День-ночь" - мечта футбольного фаната.
Каждый предмет, с которым летчик оказывается на земле, пригоден к использованию сразу по нескольким назначениям. Из парашюта можно построить жилище нескольких типов или выложить на земле сигнал для посадки спасательного вертолета. Фал и стропы связываются в сумку для переноски снаряжения. Небольшая жестяная коробка, в которой помещается большинство описанного в предыдущем абзаце, разделяется на коробку и крышку и служит кастрюлей и сковородкой соответственно. Оранжевый плот в форме буквы А на суше становится матрацем или плащом - в зависимости от того, как надуть. При полетах над пустыней карамель заменяют полутора литрами воды.
- Приземлившись, летчик первым делом отсоединяет от "Комара" переносную рацию и прячет ее батарейку за пазуху - в тепле она дольше проработает, - рассказал начальник поисково-спасательной службы Александр Козюлин.
Если в месте приземления работает сотовая связь, пилоты обычно докладывают руководителю полетов по мобильному: сели там-то, живы-здоровы. Затем выкладывают из парашюта сигнал для спасательного вертолета. Спасательный парашют, с которым покидают самолет летчики, двухцветный: оранжевый цвет крайне редко встречается в природе зимой, белый - летом. Круг из парашюта означает "вот он я". Крест - здесь садиться нельзя. Стрела указывает правильное место для приземления. При помощи патрона "День-ночь" терпящий бедствие не только привлекает к себе внимание, но и указывает спасателям направление и скорость ветра.
- С дневной стороны патрон испускает оранжевый дым, с ночной - красное пламя, пригодное для разведения костров. Если в темноте нет возможности прочитать надписи на упаковке, ночной торец патрона снабжен выемкой, - рассказали спасатели. - Если у летчика обморожены пальцы и он не чувствует углубления, ночная сторона издает резкий запах, а дневная - нет. Все предусмотрено…
Солнечный зайчик от раскладного зеркальца с прицелом виден в ясную погоду за 30 километров. Если солнца нет, можно развести сигнальный костер: найденные сучья складываются шалашом или колодцем, середина заполняется хворостом и листвой - чтобы дыму было побольше. При возможности костер сдабривается топливом или маслом, слитыми с аварийного "борта". Можно также использовать пластмассу от шариковой ручки - она не впитывает влагу и загорится всегда.
Помощь может прийти (обычно прилететь) через три часа, а может и через трое суток. Устраиваясь надолго, летчики строят "укрытие типа чум": жерди составляются конусом с метровым проемом для входа и оборачиваются парашютом. В чуме или перед ним разводится костер другой системы, для обогрева.
- Удобнее всего костер таежный или охотничий: два бревна кладутся рядом, между ними хворост. Третье бревно кладется сверху. Когда огонь разгорится, верхнее бревно сдвигается и получается жаровня для кастрюли или сковородки, - объяснил капитан Игорь Лопатев с аэродрома Плесецк.
В зимнем лесу, по его словам, с голоду не помрешь - не говоря уже о летнем. Не сходя с места, можно состряпать обед из трех блюд. В качестве холодной закуски подойдут каштаны, их можно есть сырыми - Лопатев достал из кармана каштан, ловко очистил его от кожуры и отправил в рот. Суп варим из коры и еловых веток, сдобрив его морожеными ягодами. На второе можно поджарить дождевых червей.
Покончив с наземной частью учений, летчики поднялись в небо. Совершали прыжки (каждый пилот обязан дважды в год прыгнуть с парашютом) и по теме занятий. Правда, для имитации прыжка с аварийного борта использовали манекен. Прыжки в нештатной ситуации осуществляются со спасательным парашютом, он дорогой (200 тысяч рублей) и одноразовый. А манекен можно и на списанном бросить...
Кукла Иван Иванович с добрым, отпечатанным на ксероксе лицом послушно вылетел из вертолета со 100-метровой высоты и брякнулся в снег. Парашют у него открылся перед самой землей - тут уж не до комфорта. Одет Иван Иванович был в просторный серый комбинезон. "Это для прыжков на лес, в нем защита от веток и сучьев", - пояснил Козюлин.
Обнаруженному летчику с поискового вертолета сбрасывают на парашюте "тару", мешок со всем необходимым, от медикаментов до теплой одежды. При необходимости спускаются и спасатели - они могут, к примеру, прицепить к вертолетной лебедке раненого летчика. Иван Иванович, безмятежно глядя в небо, улетел и был втянут в люк. А вокруг уже грохотали моторы - на Балтиморе начиналась обычная работа.
Тем временем
На льду водохранилища в Воронеже прошли учения для госинспекторов по маломерным судам, пожарных и сотрудников областной поисково-спасательной службы и городского поисково-спасательного отряда. Несмотря на предупреждения МЧС, местные любители зимней рыбалки не спешат отказываться от своего опасного хобби. Вытаскивать провалившихся под лед приходится каждый год. По сценарию тренировки, в полынье заметили человека, который пытался выбраться на поверхность, и быстро мобилизовали все силы и средства. Поползли к пострадавшему (его роль исполнил деревянный манекен) пожарные с лестницей-палкой и страховочным фалом. В помощь им двинулись спасатели на аэроглиссере с устройством спасения из ледяной полыньи. Подобрался поближе катер на воздушной подушке от областного Центра госинспекции по маломерным судам МЧС. С борта "раскатали" нетонущую дорожку до манекена и выстрелили в его сторону спасательный трос из линемета. Деревянный истукан примерз к краю полыньи и не реагировал. Его вытащили на берег волоком, накрыли одеялом, занесли в палатку и "привели в чувство" при помощи массажа сердца.