По традиции независимую актерскую премию имени Владислава Стржельчика вручают в день его рождения 31 января в Доме актера. В этом году премии был удостоен известный петербургский артист Сергей Дрейден.
В жюри всего три человека: артисты БДТ имени Георгия Товстоногова Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, работавшие на одной сцене вместе со Стржельчиком, и его вдова, режиссер БДТ Людмила Шувалова.
В этот день друзья и коллеги вспоминают своего любимого "Стрижа", которому в нынешнем году исполнился бы 91 год, вновь и вновь восхищаются его талантом, увидев редкие кадры. На экране - эпизоды из фильмов, в которых он играл: "Чайковский" Таланкина (Николай Рубинштейн), "Ограбление в полночь" Белинского (грабитель), из забытых лент Ленинградского телевидения.
Как вспомнинал об актере Георгий Товстоногов, "есть артисты, которых можно представить в какой-то другой профессии. Владислава Стржельчика - невозможно. Он родился артистом, угадал свое призвание. С театром у него любовь счастливая и взаимная. Страсть на всю жизнь".
Сохранилась запись с вечера 31 января 1998 года, когда родилась премия, где Кирилл Лавров, также бывший членом жюри этой награды, говорил: "Эта премия - наша "внутренняя", профессиональная, что прибавляет ей особый шарм и престиж в нашем актерском братстве. Она должна быть наградой за ту всепоглощающую любовь к театру, которой в полной мере обладал Стржельчик".
- Мы вручаем премию в 14-й раз, и зал неизменно полон, - сказала вышедшая на сцену Алиса Фрейндлих. - Значит, мы пробиваемся к сердцам коллег, что самое главное. Именинником сегодняшней церемонии будет… Челкаш. Надеюсь, актер не обидится на меня за то, что я так назвала его. Недавно я имела счастье видеть его в спектакле "Мой уникальный путь" по пьесе Брайана Фрила "Целитель верой" в театре "Приют комедианта" и была ошеломлена. Это замечательно. Я давно не была в состоянии полного ошеломления. И сразу вспомнила все, что было до того: спектакли "Мрамор", "Отец", "Потерянные в звездах" - целый букет ролей, которые подарил нам этот артист, будучи абсолютным Челкашом и "плавающим" везде, где только можно. И даже спектакли, в которых царила режиссерская диктатура, не сломили его: он все равно терзает и мнет свою душу, он не потерял и не предал того самого театра, который мы, старички, исповедуем, любим и которому клянемся. Сережа Дрейден!
Крики "Ура!" и "Браво!" утонули в аплодисментах.
- Поклон вам, дорогие мои артисты! - приветствовал всех Сергей Дрейден. Признавшись, что жена велела ему говорить поменьше, актер поведал, что считает Большой драматический театр своим прародителем. - С Товстоноговым познакомился через сотрясение моего мозга: папа-писатель отправил меня, восьмиклассника, упавшего на коньках, в Дом отдыха в Комарово.
Сережа ходил с великим режиссером на лыжах и рассказывал ему анекдоты, Георгий Александрович хохотал, слушая их. Поступив в театральный институт, Дрейден воспитывался на спектаклях БДТ.
- Я даже не думал, что буду там артистом когда-нибудь! Более того, я не раз собирался туда на показы - и не приходил, страшно боялся. И вдруг вышел на эту сцену и сыграл там несколько ролей. Я счастлив, что получил именно эту премию.