Алексей Пухаев, аналитик
Долговой кризис в еврозоне дестабилизировал банковскую систему ЕС. В первую очередь это сказалось на межбанковском кредитовании, которое фактически полностью остановилось под давлением недоверия банков друг к другу. Значительный вклад в это внес третий Базельский стандарт, который вступает в силу уже с 2013 года.
Согласно ему, банкам придется значительно увеличить долю капитала первого уровня в общем объеме минимально необходимого капитала с 4 до 6 процентов. Кроме того, банки будут вынуждены создать резервный буфер капитала в размере дополнительных 2,5 процента, что фактически поднимает коэффициент достаточности капитала первого уровня до 8,5 процента.
С одной стороны, эта мера повысит "иммунитет" финансовых организаций к негативным последствиям будущих кризисов, но с другой - в условиях текущего кризиса может просто остановить функционирование банковской системы.
Однаок эксперты не учли рисков углубления долгового кризиса. В результате банки должны будут увеличить уровень капитала, а объемы кредитования, очевидно, снизятся по сравнению с текущими уровнями. А поскольку малый и средний бизнес в случае кризиса ликвидности будет испытывать особенно острую нехватку средств на фоне отсутствия доступа к кредитным ресурсам, именно этот сектор и пострадает. А в этом сегменте сконцентрирована основная масса рабочих мест. В случае развития подобного сценария уровень безработицы будет крайне высоким, что поставит крест на восстановлении экономики европейского региона.
Банки вынуждены направить огромные средства на докапитализацию, поэтому им придется "сесть на диету". В связи с этим кредитные организации должны будут свернуть проекты и избавиться от активов, ограничив предоставление кредитов для потребителей и компаний минимум на 1,2 трлн евро, что составляет около 3-5 процентов от общего объема выдаваемых в Европе кредитов.
Таким образом, сейчас первоочередной задачей финансовых организаций стало не выполнение своих основных функций, а скорейшее достижение необходимых нормативных значений показателя достаточности капитала. В результате существенно возросли риски того, что без вмешательства регуляторов кредитование реального сектора экономики остановится, что будет лишь мешать финансовой системе укрепляться и восстанавливаться.
Постепенно и российский банковский сектор начинает ощущать негативное влияние европейского долгового кризиса, поскольку из-за трудностей европейские банки вынуждены изымать средства из российских подразделений.
Очевидно, что отечественные банки будут все больше пользоваться средствами, предоставляемыми Центральным банком, так как европейский кризис ликвидности лишил их возможности дешево кредитоваться в Европе. Но банкиры хорошо понимают, что углубление долгового кризиса в еврозоне повлечет за собой последствия, аналогичные кризису 2008 года, когда российские банки были фактически изолированы от внешних рынков, что усугубило кризис ликвидности в финансовом секторе РФ и привело к тому, что многие банки и компании оказались на грани банкротства.
Как следствие, когда один из источников фондирования "иссякает", банки вынуждены обратиться к другим. Во избежание дефицита ликвидности кредитные организации вынуждены повышать ставки по вкладам для того, чтобы привлечь средства у населения. Рост средних ставок не прекращался с сентября 2011 года, когда на банковском рынке особенно обострился дефицит ликвидности в связи с оттоком капитала и изменением налоговой политики, притом что темпы роста кредитных портфелей банков не снижались.
Очень показательным стало увеличение "Сбербанком" ставок по депозитам, а так как отечественный финансовый гигант обладает крупнейшим портфелем вкладов в стране, остальные игроки воспримут его действия как сигнал для продолжения "ралли" по вкладам, что скорее всего, приведет и к удорожанию кредитов. При этом темпы роста кредитных портфелей значительно сократятся, поскольку за прошлый год из-за снижения реальной доходности депозитов и на фоне роста инфляционных ожиданий клиенты менее охотно размещали вклады, но при этом ускорился рост кредитной массы. Это вызвало серьезный дисбаланс в банковской системе, и банки будут вынуждены этот разрыв сокращать, что негативно скажется на темпах кредитования реального сектора.
Одним из примеров такого дисбаланса стал банк ВТБ, перед которым встала необходимость рекапитализации, поскольку после завершения сделки по покупке Банка Москвы организации пришлось существенно нарастить кредитный портфель, чтобы "залатать" дыры в балансе.
В итоге за 2011 год ВТБ вдвое сократил уровень достаточности капитала - с 22,9 до 11,2 процента, практически приблизившись к критичному порогу. И для того, чтобы иметь возможность продолжать наращивать кредитный портфель, необходима рекапитализация. Однако, если ВТБ имеет налаженную схему государственной поддержки, которая позволила банку "выстоять" после покупки Банка Москвы, то средним банкам не стоит рассчитывать на "скорую” государственную помощь.
Поэтому иллюзорная "стойкость" российской банковской системы может быстро улетучиться в случае обострения кризиса ликвидности на мировых рынках.
Блог подготовлен аналитической независимой компанией "Инвесткафе"