Шествие и митинг "За честные выборы" в минувшую субботу стал третьей массовой акцией протеста против результатов думских выборов.
Генерал Мороз, который успешно справлялся с иностранными захватчиками, оказался бессилен перед своими - на улицу вышло еще больше "рассерженных горожан", чем на проспект Сахарова. В субботу калькулятор ГУВД Москвы зафиксировал на Болотной площади 35-36 тысяч человек - против 29 тысяч посчитанных полицией участников на предыдущей акции 24 декабря.
Оргкомитет акции договорился, что шествие пойдет четырьмя колоннами, и строго проследил за выполнением этой договоренности. Самая многочисленная группа "общегражданских" участников строилась первой. Вместо флагов почти у каждого в руках был белый шарик - символ недавно образованной "Лиги избирателей".
За ними формировалась "либеральная колонна", пестрящая оранжевыми флагами "Солидарности", бело-сиреневыми "ПАРНАСа" и бело-голубыми стягами московского отделения уже несуществующей партии СПС. К этой же группе примкнули сторонники Григория Явлинского с плакатами-требованиями о его немедленной регистрации в качестве кандидата в президенты.
В спину либералам уперлись их идеологические противники - националисты. Колонна правых была более единодушна в цветовом оформлении, ограничившись "имперками" - черно-бело-золотыми флагами - и несколькими красными штандартами Национал-социалистов с нордическими черными орлами.
За ультраправыми стояла группа левых - марксистов, коммунистов и социалистов, и в их колонне преобладал красный цвет, который по мере приближения к "хвосту" разбавлялся черным - это были анархисты, которых вполне оправданно "развели" с националистами - протест объединил многих непримиримых противников, но ставить рядом группы молодежи, которые в самом буквальном смысле слова "на ножах", было бы неосмотрительно. Лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов был одним из немногих левых, кто обрадовался результатам жеребьевки, поставившей эту колонну последней: "С нами будут все опоздавшие". В итоге хвост шествия действительно выглядел достаточно внушительно.
Ровно в 12-00 на переднем крае колонны громко запела труба, и шествие тронулось. Маршрут, в итоге согласованный городскими властями, был гораздо короче изначально запланированного, поэтому в тот момент, когда голова колонны уже оказалась на Болотной, середина еще топталась и прыгала на месте в ожидании свободного места для движения вперед.
Стоит отметить, что против митинга играла не только погода. В пятницу вечером у нескольких станций метро были замечены люди, представлявшиеся сторонниками снятого с дистанции кандидата в президенты Светланы Пеуновой, которые раздавали листовки с требованием не ходить на митинг, потому что там будут "стрельба и кровь". Однако в субботу утром представители экс-кандидата в президенты уже раздавали листовки за нее у выхода из метро "Октябрьская". Преимущественно их игнорировали. Была также некая инициативная группа, распространившая обращение, в котором пообещала пойти по "изначально запланированному маршруту" - на Манежную площадь, но в итоге не проявилась никак. Те провокации, которые все-таки имели место, оказались неэффективны. В середине шествия в колонне "левых" зажгли красную дымовую шашку, но и на этот раз скандала не получилось - не отреагировали ни полицейские, ни демонстранты.
В шествии участвовала небольшая группа в оранжевых кашьях - флегматичные буддисты ритмично били в барабаны, перед ними шел улыбающийся человек с портретом Махатмы Ганди. Всем желающим поясняли, что даже после смерти великого человека всегда можно найти с кем поговорить. Над толпой реяли самодельные плакаты "Не замерзнем! Не простим!" и "У свободы нет плохой погоды". Но большинство плакатов на этот раз было направлено против главы правительства Владимира Путина. Его отставки требовал практически каждый выступавший. Однако в итоговую резолюцию митинговавших это требование не вошло.
У этой, третьей протестной акции, была одна важная особенность: в отличие от "первой Болотной" и от проспекта Сахарова, в толпе практически не было смешных и веселых плакатов. На смену атмосфере праздника, которая царила на предыдущей Болотной и Сахарова, пришел холодный ветер перемен - и город начал на него реагировать: даже коммерческая реклама по пути следования колонны не оставляла сомнений в наступлении нового времени: "Мир изменился" на билборде, "Попробуй вкус перемен" на рекламе открытого ресторана. Участники по-прежнему были дружелюбны и тактичны, так же пропускали людей в толпе и помогали пройти пожилым, взрыв энтузиазма в толпе вызвали "оконные" демонстранты, вывесившие со своего балкона целую гирлянду белых лент. Однако веселье как общее настроение акции начало уступать место злости. Апогеем стало выступление лидера левой колонны Сергея Удальцова, который сначала сорвался на ненормативную лексику, а закончил тем, что демонстративно порвал портрет Путина, охарактеризовав его как "изображение человека, похожего на жулика и вора".
Примерно в это время на митинге был замечен бывший министр финансов Алексей Кудрин. Однако и он воздержался от выступления, ограничившись участием в акции "на общих основаниях".
На шествие и митинг приглашали всех кандидатов в президенты, однако приглашение принял только Михаил Прохоров. Впрочем, и он не стал выступать с трибуны, ограничившись полевой работой с электоратом. Владимир Жириновский проводил свой собственный митинг, Геннадий Зюганов сообщил, что пришлет делегатов, а Миронов поддался общей кандидатской лени - по-другому его позицию "если никто не пошел, то и я не пойду" трактовать сложно. В итоге единственным человеком, претендовавшим на пост главы государства, который добрался до трибуны митинга, стал ГригорийЯвлинский, недавно снятый с предвыборной гонки. "Нас всех хотят отодвинуть от выборов, - заявил лидер Яблока. - Ничего из этого не выйдет... Мы защищаем будущее нашей страны... Наши оппоненты может быть поймут: для нас все только начинается, а для них - заканчивается".
Его поддержала писательница Людмила Улицкая, которая констатировала, что "начинается очень хорошая история". Ольга Романова сообщила, что совместно с "Мемориалом" составлен список политзаключенных, освобождения которых потребует площадь.
Леонид Парфенов в своем выступлении решил сосредоточиться на одной проблеме - анонсированном властями общественном телевидении. "Общество дремало все нулевые годы. Но в этот раз - не забудем, не проспим!", - Парфенов был, пожалуй первым и единственным человеком, пошутившим на сцене.
Журналист и общественный деятель Ирина Ясина, которая выехала на сцену в инвалидной коляске, по сути, коротко сформулировала позицию всех тех, кто в третий раз пришел на акцию протеста: "Если ноги и руки ты себе не можешь вырастить: раз - и заново, то совесть и честь в себе можно воспитать. Мы должны работать над тем, чтобы нашей страной руководили люди с совестью и честью. Это зависит от нас".
Выступления перемежались песнями. Что интересно, несистемные оппозиционеры выходили на трибуну без шапок - Яшин и Удальцов пренебрегли головными уборами.
Представитель колонны националистов Александр Белов вышел на трибуну под неодобрительный свист, однако сумел выстроить свою речь так, что его финальные призывы поддержали единодушно - впрочем, они укладывались в общую матрицу: "свободу политзаключенным", "пока мы едины - мы непобедимы" и даже с лозунгом "слава России" было сложно поспорить. Действительно, слава.
Митинг принял очередную резолюцию: немедленное освобождение политзаключенных,отмена итогов выборов в Госдуму, отставка Чурова, расследование его деятельности,регистрация оппозиционных партий, реформа политической системы, проведение досрочных, свободных и честных выборов парламента и президента. Акцию закрыл Юрий Шевчук - песню "Родина" пела вся площадь.
Ведущий митинга Владимир Рыжков пообещал, что следующая акция протеста пройдет 26 февраля.