В Петербурге выступят звезды балета двух столиц

В городе на Неве 17 февраля стартует новый проект Санкт-Петербургского "Театрального центра на Коломенской" "Звезды двух столиц. Ballet Gala".

Художественный руководитель - Денис Матвиенко. Накануне события известный танцовщик, руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины (Киев) и приглашенный солист Мариинского театра представил в Петербурге гала-концерт. Вместе с ним о предстоящем событии журналистам рассказали артисты с петербургской пропиской - Фарух Рузиматов, Виктория Терешкина, Владимир Шкляров, Алина Сомова, а также продюсер Ирина Белякова.

По словам Ирины Беляковой, концерт будет потрясающим, и если все получится (а организаторы уверены в этом), то такие гала-концерты в Петербурге, городе балетном, можно в будущем сделать традиционными. Все зависит от сборов. Спонсоров у этого мероприятия нет.

Игорь Зеленский и Наталья Сомова, Иван Васильев и Наталья Осипова, Игорь Колб  и Алина Сомова, Марат Шемиунов и Ирина Перрен, Вячеслав Лопатин и Екатерина Крысанова, Семен Величко и Кристина Шапран, Денис и Анастасия Матвиенко - на сцену БКЗ "Октябрьский" выйдут 17 замечательных танцовщиков, ведущих солистов Мариинского, Михайловского, Большого театров и Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Не будет в концерте Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Светланы Захаровой, Николая Цискаридзе. По словам Дениса Матвиенко, эти именитые артисты не смогли принять в нем участие.

Застать дома звезд балета практически невозможно, они все время в движении, гастролируют по миру, поэтому каждый получил от Дениса Матвиенко SMS с приглашением принять участие в проекте.

- Мы, классические танцовщики, долго думали, чем удивить публику, привыкшую видеть нас на сценах театров, в которых мы работаем, в классических партиях, - рассказал Матвиенко. - Еще не родился второй Петипа, который создаст классические шедевры. Станцуем номера из спектаклей "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Спартак", "Корсар", "Сильфида". Фарух Рузиматов покажет номер "Болеро" на музыку Равеля, подготовленный для него Николаем Андросовым. Будет и современная хореография.

На презентации проекта речь шла не только о предстоящем гала-концерте. Журналистов интересовали многие вопросы: о публике (где самая благодарная, а где - холодная), о конкуренции между московской и петербургскими балетными школами, о меценатах, поддерживающих русский балет, о популярных телевизионных шоу "Болеро" и "Танцы со звездами".

- Сколько себя помню, постоянно возникает вопрос о конкуренции. Причем ставят его не артисты, - подчеркнул Денис Матвиенко. - Я, гражданин Украины, работал сначала в Москве, потом в Питере. Игорь Зеленский - из Тбилиси, долго работал в Питере, а сейчас он в Москве. Наталья Осипова и Иван Васильев - москвичи. Когда я затевал проект, были солистами Большого театра, а теперь представляют Михайловский в Петербурге. Балетный язык -международный и не имеет никаких границ.

- Говорить о том, где какая публика, мне сложно, - признался Фарух Рузиматов. - Мои выступления в Петербурге - два-три раза в сезон, а уж когда выступал в Москве - и не помню. Больше - на Западе, в Японии. Нет плохой публики, есть не очень хорошие артисты. Надо просто танцевать лучше. А зритель либо принимает тебя, либо не принимает. Для меня танцевать в Питере - с моих первых шагов в Кировском театре и до сегодняшнего момента - наиболее некомфортно, сложно, несмотря на то, что питерская балетная публика замечательная (хотя многие считают ее холодной, труднопробиваемой). В Японии мне делают большую скидку, там на мои не всегда удачные танцы смотрят сквозь пальцы.

Продюсер Ирина Белякова опровергла мнение признанного мастера:

- Я сама видела, как зрители подходили к сцене после выступления Фаруха в петербургском Мюзик-холле (зал битком!), принимали его потрясающе, как божество, и восклицали: "Бог!"

- Кстати, в "Октябрьском" я танцевал лет 20 назад, так что для меня своего рода премьера - выйти на эту сцену. Определенное волнение есть, - продолжил Рузиматов. - Большая проблема Петербурга, что здесь нет нормальной концертной площадки именно для танцевальных коллективов, балета.

Что касается заоблачных гонораров звезд балета, то Денис Матвиенко посетовал:

- Это в прежние времена в России были меценаты, поддерживавшие балет. Артисты - премьеры театра - имели бенефисы. В советское время балет поддерживало государство. Наш вид искусства  - "для узкого круга", никогда не будет "для масс", и никогда не будет оплачиваться должным образом, как этого заслуживают артисты. Я это понял, будучи три месяца руководителем балетной труппы Киевского театра оперы и балета. Если сравнивать с гонорарами звезд шоу-бизнеса и спорта, то мы получаем, наверное, лишь процентов 10 от того, что имеют они.

На вопрос корреспондента "РГ" о том, будут ли доступными билеты для поклонников королей танца, и если нет, то планируется ли сделать телеверсию концерта, ответила Ирина Белякова.

- В БКЗ 3700 мест. Здесь всем зрителям удобно смотреть балет. Билеты стоят от 500 рублей до 3 тысяч, причем самых дорогих всего 36. О телевидении мы не думали. Я бы не стала смотреть балет по телевизору. Очень люблю этот вид искусства, заряжаюсь от спектакля в театре, для меня это восторг, то, что происходит здесь и сейчас.

- Увидят ли программу "Звезды двух столиц" москвичи?

- Это колоссальный труд - собрать наших звезд и провести концерт в Москве, - резюмировал Денис Матвиенко. - Будем над этим работать.

Прямая речь

Виктория Терешкина, заслуженная артистка России, прима Мариинского театра:

- Честно говоря, я очень удивилась, получив приглашение Дениса Матвиенко. С удовольствием буду принимать участие в каждой программе, если будет возможность. Приятно, что билеты недорогие, потому что люди, по-настоящему ценящие балет, к сожалению, не всегда могут посещать театр.