12.02.2012 23:00
Поделиться

Проект закона о внесении изменений в ФЗ "О погребении и похоронном деле"

Проект закона о внесении изменений в ФЗ "О погребении и похоронном деле"

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 146; 1997, № 26, ст. 2951; 2000, № 33, ст. 3348, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607, № 1, ст. 26; 2008, № 49, ст. 5736) следующие изменения:

1) Главу I дополнить статьями 1.1., 4.1., 4.2. следующего содержания:

Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

агентские услуги - прием и оформление заказа на организацию похорон и/или приобретение ритуальных принадлежностей и надмогильных сооружений в пункте приема заказов или с выездом по адресу, указанному потребителем, консультативная помощь, оформление необходимых документов, сопровождение похорон, в том числе услуги по их организации;

бальзамирование - обработка тела умершего или погибшего с использованием специальных средств для его сохранения;

бесхозное место - место захоронения, признанное бесхозным в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

законный представитель умершего (погибшего) - лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего), а также лица, действующие по его поручению и в его интересах;

захоронение останков (праха) умерших или погибших - процесс предания земле останков умерших или погибших в гробе или без гроба, помещения гроба с останками в склеп, саркофаг, мавзолей, пантеон либо процесс помещения урн с прахом в могилы и колумбарные ниши или развеивание праха на специально отведенных участках;

катафальный транспорт - специальное или приспособленное транспортное средство, зарегистрированное в качестве такового в установленном порядке и предназначенное для перевозки гроба с телом (останками) умершего (погибшего), урны с прахом умерших или погибших и участников погребения или без таковых;

кладбище (места погребения) - объект похоронного назначения, включающий в себя: участки земли для погребения тел (останков) умерших (погибших); здания, сооружения и иные объекты, предназначенные для осуществления захоронения и оказания иных ритуальных услуг;

колумбарная стена - сооружение в виде стены с нишами для захоронения урн с прахом умерших или погибших, отдельно стоящее или входящее в состав зданий и сооружений;

копка могилы - работы, производимые на месте захоронения по выемке грунта (вручную, или механизированным способом), предшествующие обряду погребения тела (останков) умершего земле;

кремация - предание останков умершего или погибшего, биологических материалов огню;

место погребения - часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для проведения обрядовых действий по захоронению останков умерших (погибших), праха и урн с прахом, специально организованная в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.

место захоронения - часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших (погибших);

участок земли на кладбище, предназначенный для погребения тела (останков) умершего (погибшего) или захоронения урны с прахом умершего. Места захоронения организуются в виде могил, склепов, мавзолеев, пантеонов, зданий-кладбищ, колумбарных стен с нишами, специальных участков для развеивания праха умерших (погибших);

надмогильные сооружения (надгробия) - памятные (мемориальные) сооружения, установленные на могилах: склепы, усыпальницы, мавзолеи, памятники, кресты, ограды;

опайка цинкового гроба - технологический процесс, обеспечивающий герметизацию цинкового гроба для транспортирования в соответствии с санитарными и таможенными требованиями;

организация и проведение обряда прощания - предоставление и оформление ритуального зала для проведения обряда прощания, организация и проведение скорбной церемонии в ритуальном зале и (или) на месте захоронения и иных местах;

останки - тело умершего (погибшего) или его фрагменты;

останкохранилище - специальное помещение, оборудованное для предпохоронного содержания останков умерших и обеспечивающее условия, максимально замедляющие процессы разложения тел;

погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду) в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

похороны - церемония, включающая в себя: подготовку к прощанию с телом умершего (погибшего), обряд прощания, захоронение останков или урны с прахом и поминовение после захоронения;

похоронные принадлежности - предметы ритуального назначения, используемые при погребении, в том числе гробы, урны для праха, венки, ленты (в том числе и с надписями), другие предметы похоронного назначения;

профессиональная похоронная этика (похоронная этика) - свод принципов и базовых правил поведения, разрабатываемый саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела, являющийся обязательным для соблюдения членами саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

предпохоронное содержание останков умерших - прием и предпохоронное хранение тел умерших, причина смерти которых установлена, подготовка тел умерших к погребению (бальзамирование, санитарная и косметическая обработка), выдача тел умерших;

ритуальное здание, помещение, - здание, помещение для проведения обрядов прощания;

ритуальные услуги - агентские услуги; услуги по захоронению и перезахоронению, услуги по кремации; по организации и проведению обряда прощания; по транспортированию останков и праха умерших; по изготовлению предметов похоронного назначения; по изготовлению и установке намогильных сооружений; осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий; по предпохоронному содержанию останков умерших, по уходу за местами захоронения;

транспортирование останков и праха умерших - перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства;

удостоверение о захоронении (паспорт захоронения) - документ, содержащий сведения о захороненных лицах, об адресе захоронения (название кладбища, участок, квартал, ряд, место); о лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающий его право дальнейшего использования места захоронения; об установленном надмогильном сооружении; о размере выделенного под захоронение участка земли;

услуги по захоронению и перезахоронению - прием и оформление заказа на захоронение и эксгумацию, проведение эксгумации, транспортирование извлеченных останков или праха, подготовка мест захоронений, осуществление погребения, услуги кладбища, колумбария;

услуги по изготовлению предметов похоронного назначения - изготовление похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики и намогильных сооружений;

услуги по кремации - прием и оформление заказа на кремацию, кремация и обработка праха, хранение и выдача праха;

услуги по уходу за местами захоронения - услуга, предусматривающая уборку могильного участка, озеленение и декоративное оформление могильного участка, уход за намогильным сооружением, колумбарной нишей и их ремонт;

эксгумация - извлечение тела, останков умершего или погибшего из места захоронения для судебно-медицинской или криминалистической экспертизы, или для перезахоронения.";

"Статья 4.1. Лица, оказывающие ритуальные услуги

Лицо, оказывающее ритуальные услуги - юридическое или физическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе индивидуальный предприниматель, являющееся членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, занимающееся деятельностью по оказанию одного или нескольких видов ритуальных услуг.

"Статья 4.2. Повторное использование мест захоронения

1. Повторное использование места захоронения допускается: при отсутствии родственников либо иных лиц, осуществляющих уход за местом захоронения - не ранее двадцати пяти лет со дня погребения, на государственных и муниципальных кладбищах - в порядке, предусмотренном пунктами 2-5 настоящей статьи; в случае письменного согласия родственников (законного представителя) умершего - не ранее двадцати лет со дня погребения.

2. Органы местного самоуправления, не реже одного раза в пять лет проводят инвентаризацию мест захоронения на государственных и местных кладбищах. В случае обнаружения бесхозного места захоронения, то есть места захоронения, в отношении которого имеются основания предположить, что уход за ним не осуществляется более года, лица, орган местного самоуправления проводит мероприятия по выявлению владельцев захоронения в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом.

3. В случае обнаружения бесхозного места захоронения орган местного самоуправления устанавливает на указанном месте захоронения информационную табличку, содержащую просьбу к владельцу места захоронения обратиться в администрацию кладбища для подтверждения факта наличия лица, ответственного за уход за местом захоронения.

4. В случае если по истечении трех лет с момента установления информационной таблички, владелец места захоронения не будет установлен, орган местного самоуправления вправе использовать указанное бесхозное место для повторного захоронения.

6. Повторное использование места захоронения возможно только после проведения эксгумации и последующего кремирования останков, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к санитарной обработке бесхозного места захоронения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

7. Эксгумация и кремирование останков осуществляется за счет средств органов местного самоуправления.

6. Повторное использование мест захоронения на мемориальных, военных мемориальных, и воинских кладбищах не допускается.

7. Порядок инвентаризации и повторного использования мест захоронения на частных кладбищах устанавливается владельцами частных кладбищ самостоятельно, с соблюдением требований части 1 настоящей статьи.";

часть 1 статьи 4 исключить;

статью 3 Главы I исключить;

дополнить Главу I статьями 6.1., 6.2. следующего содержания:

"Статья 6.1. Лица, осуществляющие погребение умершего

Погребение умершего осуществляется лицами, оказывающими услуги по захоронению и перезахоронению либо, в случае отсутствия указанных лиц, родственниками умершего, а в случае отсутствия родственников умершего - в порядке, установленном органами местного самоуправления";

Статья 6.2 Нормы профессиональной похоронной этики

1. Профессиональная похоронная этика представляет собой свод принципов и базовых правил поведения лиц, оказывающих ритуальные услуги, направленный на соблюдение интересов всех лиц, чьи интересы затронуты такой деятельностью, а также государства, общества и природы.

2. К действиям, нарушающим нормы профессиональной похоронной этики, относятся:

- воспрепятствование исполнению волеизъявления умершего, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации,

- воспрепятствование свободе выбора потребителей ритуальных услуг;

- предоставление недостоверной информации о порядке организации похоронного дела и предоставления ритуальных услуг, в том числе об их стоимости, а также не предоставление лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, иным законным представителям умершего информации о гарантированном перечне услуг по погребению в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иными нормативными правовыми актами;

- обращение к лицам, понесшим утрату, с предложениями о предоставлении ритуальных услуг;

- навязывание населению ритуальных услуг и товаров, а также религиозных и иных обрядов и символики, музыкального сопровождения, не соответствующих волеизъявлению умершего;

- нарушение установленных границ участков для захоронения;

- получение должностными лицами и дача должностным лицам, имеющим в силу своих должностных обязанностей доступ к информации о фактах смерти граждан, указанной информации.

3. За нарушение норм профессиональной похоронной этики и совершение действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, виновные лица несут ответственность, предусмотренную уставами саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

2) В Главе II:

а) в части 2 статьи 7:

слова "на указанном им месте погребения" заменить на слова "на указанном им месте захоронения", дополнить словами "на государственных, муниципальных кладбищах";

слова "специализированной службой по вопросам похоронного дела" заменить словами "лицом, оказывающем услуги по захоронению и перезахоронению".

б) часть 2 статьи 7 дополнить абзацами следующего содержания:

"Порядок выделения мест захоронения на частных кладбищах устанавливается собственниками частных кладбищ самостоятельно, с учетом санитарных и экологических требований к содержанию мест захоронения.".

в) статью 8 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"Должностные лица органов местного самоуправления, администрации кладбищ, медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица иных учреждений и организаций, которые в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, не вправе навязывать и (или) предлагать лицам, взявшим на себя погребение умерших, приобретение услуг по погребению, в том числе входящих в бесплатный перечень услуг по погребению";

г) в части 1 статьи 9:

после слова "умершего" дополнить словами "на государственном или муниципальном кладбище";

дополнить часть 1 после второго абзаца новым абзацем следующего содержания:

"Услуги, перечисленные в части первой настоящей статьи, могут быть оказаны на безвозмездной основе как в комплексе, так и по отдельности, в соответствии с волеизъявлением лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.";

последний абзац изложить в следующей редакции: "Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела.";

д) в частях 2, 3 статьи 9 слова "специализированной службой по вопросам похоронного дела", "специализированной службе по вопросам похоронного дела" заменить словами "лицами, оказывающими услуги по захоронению и перезахоронению" в соответствующих падежах;

е) часть 1 статьи 10 после слова "умершего" дополнить словами "на государственном или муниципальном кладбище";

ж) в частях 1, 2 статьи 12 слова "специализированной службой по вопросам похоронного дела" заменить словами "уполномоченным органом, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления";

з) в части 3 статьи 12 слова ", оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела" исключить.

3) в Главе III:

а) В абзаце четвертом части 2 статьи 15 после слова "муниципальные;" дополнить словом ",частные;";

б) дополнить статью 15 частью 3 следующего содержания:

"3. Предоставление земельного участка для размещения частного места погребения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.".

в) дополнить Главу III статьей 17.1. следующего содержания:

"Статья 17.1. Организация работ по содержанию мест погребения

1. Право на выполнение работ по содержанию мест погребения предоставляется на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

2. Организации (учреждения), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица, обладающие статусом субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющие услуги по содержанию мест погребения не вправе заниматься оказанием услуг по погребению, а также осуществлять действия, полностью или частично относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления и перечисленных в части 1 статьи 2.1. настоящего Федерального закона.";

г) В части 1 статьи 18 слова "по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела" заменить словами "по решению органа местного самоуправления";

д) статью 21 после слов "на общественных" дополнить словами "и частных";

е) в статье 24:

последнее предложение части 1 исключить;

часть 2 исключить.

4) В Главе IV:

а) абзац первый части 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:

"2. Погребение умершего осуществляется лицами, оказывающими услуги по захоронению и перезахоронению либо, в случае отсутствия указанных лиц, родственниками умершего. Обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг в соответствии с часть 1 статьи 9 настоящего Федерального закона возлагается на лиц, оказывающих услуги по захоронению и перезахоронению.";

б) дополнить Главу IV: новой статьей 25.1 следующего содержания:

"Статья 25.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации похоронного дела

1. К полномочиям городских округов, муниципальных районов, поселений в сфере организации похоронного дела относятся:

1) отвод земельных участков для размещения кладбищ в соответствии с земельным и градостроительным законодательством;

2) ведение архива и базы данных о захоронениях и перезахоронениях, инвентаризация мест захоронений совместно с лицами, оказывающими услуги по захоронению и перезахоронению, обновление книг захоронений;

3) выдача родственникам, законным представителям умерших сведений о датах и местах захоронения умерших;

4) установление режима работы кладбищ;

5) выдача разрешений на захоронение членам саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, включенным органом местного самоуправления в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги;

6) предоставление гражданам в круглосуточном режиме информации о гарантированном перечне услуг по погребению и членах саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, включенных органом местного самоуправления в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги, а также иной информации, связанной с погребением умерших;

7) выдача одному из лиц, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона паспорта захоронения.

2. Наделение полномочиями органов местного самоуправления, перечисленными в части 1 настоящей статьи, юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также лиц, оказывающих ритуальные услуги, запрещается.";

в) Статью 29 изложить в следующей редакции:

"Статья 29. Организация деятельности лиц, оказывающих ритуальные услуги

1. Лица, оказывающие ритуальные услуги, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере ритуальных услуг, включаются в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги на основании заявления, направляемого органу местного самоуправления, носящего уведомительный характер. Орган местного самоуправления не вправе отказать лицу, подавшему заявление о намерении заниматься деятельностью по оказанию услуг по погребению, в приеме заявления и во включении в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги, если оно входит в реестр саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

2. Порядок ведения реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги, определяется органами местного самоуправления. Реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги содержит наименования, юридические адреса и контакты лиц, оказывающих ритуальные услуги, перечень и стоимость их услуг, оказываемых данными организациями. Перечень (реестр) лиц, оказывающих ритуальные услуги, с указанием наименований, адресов и контактов, в обязательном порядке размещается в административном здании кладбища (крематория) и дополнительно может быть доведен до сведения жителей соответствующего населенного пункта иными способами.

3. Услуги по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, осуществляемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, оказываются лицом, оказывающим услуги по захоронению и перезахоронению, победившем по итогам открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

4. Услуги по содержанию территории кладбища оказываются лицом, победившем по итогам открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе по содержанию территории кладбища, орган местного самоуправления обязан обеспечить выполнение функции по содержанию территории кладбища в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

5. Лица, оказывающие ритуальные услуги осуществляют свою деятельность на основании договора об оказании услуг (выполнении работ) с супругом, родственниками или законными представителями умершего.

6. Порядок и правила деятельности лиц, оказывающих ритуальные услуги, определяются саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела.";

г) дополнить Главу IV статьей 30.1. следующего содержания:

"Статья 30.1. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела

1. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

2. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела является соблюдение саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела требований законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения критериев участниками саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела при их создании и в ходе осуществления деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, а также контроль за соблюдением участниками саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения.

3. В целях осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

осуществляет плановые и внеплановые проверки деятельности саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации;

направляет саморегулируемым организациям в сфере похоронного дела в пределах своей компетенции требования о предоставлении сведений, документов и материалов о деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. В случае выявления нарушений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в саморегулируемую организацию в сфере похоронного дела предписание об устранении выявленных нарушений в 10-дневный срок.

Предписание уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела в арбитражный суд.

Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в течение трех рабочих дней после истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об устранении выявленных нарушений.

6. В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации в сфере похоронного дела из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела считается исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.".

5) Дополнить Главой IV.1. "САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА" следующего содержания:

"Статья 31.1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела

Саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела признается некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги.

Статья 31.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации

1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии соответствия всех ее членов требованиям, установленным Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", статьей 31.5. настоящего Федерального закона, и не входящих в одну группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Для включения саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в единый государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, документы, предусмотренные пунктами 1 - 6 части 8 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также документы, подтверждающие соблюдение всеми ее членами требований, установленных статьей 31.5. настоящего Федерального закона. При этом лица, оказывающие ритуальные услуги, и изъявившие намерение о создании саморегулируемой организации, указывают виды оказываемых ими ритуальных услуг.

3. Не допускается требовать представление иных документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи документов.

4. Статус саморегулируемой организации в сфере похоронного дела приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

Статья 31.3. Права саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела имеет право:

1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

3) применять в отношении членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

4) формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями ритуальных услуг и третьими лицами;

5) организовывать проведение профессиональной переподготовки лиц, оказывающих ритуальные услуги;

6) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела правила профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе нормы похоронной этики;

7) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе норм похоронной этики;

8) осуществлять контроль за качеством услуг, предоставляемых членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

9) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

10) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

11) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

12) определять принципы взаимодействия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела с администрациями кладбищ, сотрудниками судебно-медицинских учреждений, органов внутренних дел, медицинскими работниками";

Статья 31.4. Органы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

Порядок формирования, структура, компетенция и срок полномочий органов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, порядок принятия этими органами решений устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации в в сфере похоронного дела в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и другими федеральными законами.

Статья 31.5. Требования к лицам, оказывающим ритуальные услуги, необходимые для членства в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Лицо, оказывающее агентские услуги, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании здания и (или) помещения (похоронные бюро, пункты приема заказов и т.д.), специально оборудованные и отвечающие установленным требованиям, в которых осуществляются прием заказов на организацию похорон и оказание иных ритуальных услуг;

2) Наличие у всех сотрудников профессионального образования в области оказания ритуальных услуг;

3) Наличие телефонной связи.

2. Лицо, оказывающее услуги по захоронению и перезахоронению, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании

зданий (помещений) для организации приема заказов на захоронение и перезахоронение (на территории кладбища или вне ее),

2) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании

зданий (помещений) для хранения и содержания технических средств и оборудования (мастерские, гаражи, склады),

3) Наличие на праве собственности технических средств и оборудования, обеспечивающие подготовку мест захоронения механическим или ручным способом в зависимости от технологии захоронения,

4) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании не менее двух единиц катафального транспорта (автокатафалки, тележки, сани),

5) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании технических средств, оборудования, средств защиты труда для проведения работ по эксгумации останков и их транспортированию;

6) Наличие у всех сотрудников профессионального образования в области оказания ритуальных услуг.

3. Лицо, оказывающее услуги по организации и проведению обряда прощания, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании специально оборудованного помещения, расположенного в отдельно стоящем здании или здании комплекса похоронного обслуживания с отдельным входом и подъездом;

2) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании оборудования, мебели, музыкальных инструментов, звуковоспроизводящей техники для организации обряда прощания в месте, указанном заказчиком (в зале, ином помещении, на улице, на месте захоронения),

3) Наличие у всех сотрудников профессионального образования в области оказания ритуальных услуг, в том числе по специальностям приемщиков заказов, организаторов похорон, церемониймейстеров, дизайнеров, декораторов.

4. Лицо, оказывающее услуги по транспортированию останков и праха умерших, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании катафального транспорта (автобусов, автокатафалков), отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2) Наличие телефонной связи для приема и координации выполнения заказов.

5. Лицо, оказывающее услуги по установке намогильных сооружений, осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий, опайке оцинкованных гробов, изготовлению предметов похоронного назначения вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании помещений для хранения оборудования, материалов,

2) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании транспортных средств;

6. Лицо, оказывающее услуги по предпохоронному содержанию останков умерших, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) Наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании останкохранилищ, холодильных камер, или иных помещений, оборудованных в соответствиями с требованиями СанПин, тележек-транспортеров, секционных столов, приборов для бальзамирования, инструментов; расходных материалов (бальзамирующие вещества, косметика), средств гигиены;

2) Наличие профессионального образования по специальностям "Бальзамировщик", "Постижер" - у лиц, оказывающих услуги по бальзамированию тел умерших.

8. Требование пункта 1 части 1 настоящей статьи не распространяется на лиц, оказывающих агентские услуги и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без права найма персонала.

Статья 31.6. Раскрытие информации саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела

1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет":

учредительные документы;

стандарты и правила деятельности оказания ритуальных услуг, а также нормы похоронной этики;

реестр членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж деятельности в сфере оказания ритуальных услуг);

список лиц, членство которых в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации в сфере похоронного дела за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требований, стандартов и правил похоронной этики;

правила и условия приема в члены саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг;

информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;

информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" все изменения, внесенные в документы, или изменение информации, определенной частью первой настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем, когда такие изменения были приняты, произошли или стали известны саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

Статья 31.7. Ведение саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела реестра членов саморегулируемой организации

1. Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в сети "Интернет" утверждаются уполномоченным федеральным органом.

2. На основании положений настоящего Федерального закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.

Статья 31.8. Документы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разработать и утвердить:

1) требования к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг;

2) правила контроля в области саморегулирования в сфере похоронного дела - документ, устанавливающий правила контроля соблюдения членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований и правил саморегулирования.

2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации правила оказания услуг, выполнения работ в сфере похоронного дела, требования к результатам указанных услуг (работ), системе контроля выполнения указанных услуг (работ).

В стандарты саморегулируемой организации не могут включаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, требования к товарам, их производителям, к информации, работам, услугам в отношении производимых, выполняемых, оказываемых членами саморегулируемой организации соответственно товаров, работ, услуг и (или) используемых членами саморегулируемой организации материалов, если такие требования влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

3. Документы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела не должны:

1) противоречить требованиям законодательства Российской Федерации;

2) устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

3) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу рынка ритуальных услуг или отдельных его сегментов по территориальному принципу, объему оказываемых услуг, созданию препятствий доступу на рынок ритуальных услуг хозяйствующим субъектам.

4. Требования к выдаче свидетельств к оказанию ритуальных услуг должны быть определены в отношении каждого вида ритуальных услуг, в соответствии со статьей 31.5. настоящего Федерального закона.

5. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

а) требование о наличии образования определенного уровня и профиля;

б) требование к повышению квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке;

в) требование о наличии определенного стажа работы.

6. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг, являются:

1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, сотрудников юридического лица, профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ.

2) требование к повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет указанными в пункте 1 настоящей части сотрудниками и индивидуальным предпринимателем, с проведением аттестации и переаттестации.

7. Правилами саморегулирования могут устанавливаться:

1) условия, подлежащие включению в договор оказания услуг по захоронению и перезахоронению, обеспечивающие защиту интересов родственников умершего, в части установления необходимого количества работников для обеспечения доставки тела к месту захоронения и захоронения с учетом норм безопасности и грузоподъемности;

2) возможность проведения обряда прощания на предприятии, в зданиях домов культуры, домов офицеров, клубов, театров, административных и иных зданий при оказании услуг по проведению обряда прощания;

3) требования об определении гарантийных сроков и установления страхования членами саморегулируемой организации гражданской ответственности при оказании услуг по установке намогильных сооружений, выполнению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий;

4) требования к работам по декоративному озеленению могильных участков.

Статья 31.9. Порядок проведения саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела контроля осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг

1. Контроль осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

2. Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил похоронной этики. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.

3. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

4. Основанием для проведения саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию мотивированная жалоба на нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил похоронной этики.

5. Внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки".

Статья 31.10. Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Жалобы на действия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела и дела о нарушении ее членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требований профессиональной похоронной этики, федеральных стандартов рассматривает дисциплинарный комитет саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в порядке и в сроки, установленные саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела.

2. Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел и содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

3. При рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в отношении которых рассматриваются дела о применении дисциплинарных взысканий.

4. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела вправе принять решение о применении следующих дисциплинарных взысканий:

вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

вынесение члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела предупреждения;

рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, подлежащая рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела меры.

5. Решения, предусмотренные абзацами вторым, третьим, пятым части четвертой настоящей статьи, вступают в силу с момента их принятия саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела. Решение, предусмотренное абзацем четвертым части четвертой настоящей статьи, может быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов дисциплинарного комитета, присутствующих на его заседании, и вступает в силу с момента его утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

6. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о применении дисциплинарного взыскания к члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела направляет копии такого решения члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела и лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.

7. Решения саморегулируемой организации в сфере похоронного дела могут быть обжалованы членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в сроки, установленные саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела .

8. Решение коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела об утверждении рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела может быть обжаловано лицом, исключенным из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Статья 31.11. Обеспечение имущественной ответственности при оказании ритуальных услуг

1. Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на оказание ритуальных услуг, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества лица, оказавшего ритуальные услуги, причинившего своими действиями (бездействием) убытки, имущественный или моральный вред при оказании ритуальных услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 стать 31.12 настоящего Федерального закона.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела перед заключившими договор на оказание ритуальных услуг, саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана предъявлять к своим членам в качестве обеспечения такой ответственности требование о формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в который каждым членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем:

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории города федерального значения, муниципального образования, численность населения которого составляет более 500 тыс. человек - сто тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от ста тысяч до пятисот тысяч человек - пятьдесят тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от тридцати тысяч до ста тысяч человек - тридцать тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от трех тысяч до тридцати тысяч человек - двадцать тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от тысячи до трех тысяч человек - десять тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от ста до тысячи человек - пять тысяч рублей.

Статья 31.12. Компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Компенсационным фондом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела (далее - компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации в сфере похоронного дела на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

2. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

3. Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд является установленный решением суда факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора на оказание ритуальных услуг членом саморегулируемой организации.

4. Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, только в случае совпадения следующих условий:

для возмещения ущерба, причиненного лицом, оказывающим ритуальные услуги, недостаточно средств лица, оказывающего похоронные услуги;

лицо, оказывающее ритуальные услуги, отказалось удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

5. Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, членом которой является или являлся лицо, оказывающее ритуальные услуги на момент причинения ущерба, в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, членом которой указанное лицо являлось на момент причинения ущерба".

Статья 2. Заключительные положения

1. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших".

2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением пункта 2 части 1, пункта 6 части 2, пункта 3 части 3 статьи 35.5., пунктов "а", "б" части 5, части 6 статьи 31.8.

3. Требования, предусмотренные пунктом 2 части 1, пунктом 6 части 2, пунктом 3 части 3 статьи 35.5., пунктами "а", "б" части 5, частью 6 статьи 31.8. применяются с 1 января 2016 года.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев

Поделиться