ФАС нашла нарушения в работе крупных автодилеров
Действия крупных дилеров и дистрибьюторов, которые работают от автоконцернов, затрудняют выход на рынок независимых сервисных центров, что приводит в некоторых регионах к дефициту на рынке. И негативно сказывается на качестве и стоимости оказываемых услуг, говорится в письме Федеральной антимонопольной службы.
В среду в ведомстве намечено совещание с представителями автоконцернов, на котором планируется обсудить эту проблему, сообщила "РГ" руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина.
У антимонопольщиков есть претензии к дистрибьюторам и дилерам, которые продают автомобили марок Skoda, Hyundai, KIA, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запасные части к Audi, Skoda и Volkswagen.
Анализ рынка показал, говорится в сообщении ФАС, что многие автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Именно эти действия приводят к тому, что независимые поставщики сервисных услуг, желающие стать дилерами, вынуждены вкладывать весьма значительные средства для того, чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание.
К тому же, считает ФАС, автодистрибьюторы вынуждают дилерские центры закупать только определенное ими оборудование и материалы, что в итоге приводит к необходимости увеличивать стоимость обслуживания, чтобы "отбить затраты".
Для уточнения позиции антимонопольная служба собирается провести специальное совещание, на котором планирует призвать заинтересованные стороны не только устранить нарушения, но и выработать новые правила работы в отрасли, которые были бы направлены на развитие конкуренции.
"Пока сложно сказать какие могут быть его итоги, - заметила Ирина Кашунина. - Но мы стараемся достаточно широко и подробно обсуждать свои инициативы с участниками тех или иных сегментов рынка и надеюсь, что разговор получится содержательный. Вполне возможно, что по его итогам будет создана рабочая группа, целью которой будет подробный разбор ситуации".
Среди предложенных ФАС мер, например, разделение продажи и сервисного обслуживания автомобилей, а также обеспечение доступа независимым сервисным центрам к техническим регламентам, которые устанавливают порядки, сроки, нормы при обслуживании автомобилей, в том числе тех, которые находятся на гарантии. Помимо этого ФАС предлагает разрешить независимым автосервисам, не являющимся официальными дилерами, закупать запчасти и оборудование для сервиса автомобилей определенных марок.
Напомним, что вопрос о том, что крупные автодилеры ограничивают возможности независимых автосервисов, обсуждается довольно давно. Так, "РГ" уже писала о том, что вопросы взаимоотношений дистрибуторов (как правило, дочерних предприятий мировых автоконцернов) с дилерами обсуждались на круглом столе в Госдуме еще осенью прошлого года. И как раз тогда представители ФАС заявили об имеющихся у службы вопросах.
Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба готова отказаться от возбуждения дел. Однако для этого должен быть соблюден ряд условий. Крупным дилерам и автодистрибьюторам для этого необходимо обеспечить "разделение продажи и сервисного обслуживания автомобилей, введение процедуры аккредитации сервисных центров" и доступ на рынок независимых автосервисов, говорится в сообщении ведомства.