Госдума обсудила политреформу вместе с непарламентскими партиями

Смена нынешним депутатам Госдумы вскоре может прийти прямо с думского балкона. Там на вчерашнем пленарном заседании палаты скромно сидели гости, возможные лидеры новых или незабытых старых, но незарегистрированных политических партий.

Пока они не имели здесь право голоса и могли только следить за ходом дискуссии по поводу трех президентских законопроектов, реформирующих российскую политическую систему, которые открывали перед будущими партийцами большие перспективы. Но уже "в ближайшее время", по словам вице-спикера Госдумы, "единоросса" Сергея Неверова, у этих думских "гостей" вполне может появиться шанс "потеснить" тех, кто сейчас удобно расположился в зале.

Поэтому Неверов, заметив, что впервые в современной думской истории к участию в пленарном заседании нижней палаты российского парламента приглашаются представители незарегистрированных партий, предложил им с балкона "присмотреть места в зале". Если, конечно, они уверены, что граждане страны в будущем их поддержат. "Советую обратить внимание на правый и левый фланг, потому что центр занят и будет обеспечивать будущее страны и будущее наших граждан, и будет занят еще долго", - предупредил возможных "сменщиков" Неверов. В центре, как известно, сидят сейчас депутаты "Единой России". И вице-спикер уверен, что сидеть будут долго. А вот у тех, кто справа и слева, уже тревога, поэтому, по мнению Неверова, они сопротивляются принятию законопроекта, снижающего численность партии, необходимую для их регистрации с 40 тысяч членов до 500 - конкуренции боятся.

Впрочем, Сергей Неверов все же был не совсем прав. Хотя депутатам, представляющим думскую оппозицию, действительно не нравился новый партийный минимум ("партия в 500 человек - это партия трамвая в час пик", считает коммунист Владимир Бортко), принятию президентского законопроекта в первом чтении они не сопротивлялись.

Тем более что полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх сказал им, что "не следует так жестко реагировать на цифру пятьсот". Вопрос, как полагает президентский полпред, должен рассматриваться не в количественной логике, а в качественной - "насколько партия является реальным игроком" на реальном политическом поле, насколько она участвует в реальных политических процессах. Минх напомнил, что в некоторых развитых странах вообще нет института членства в партии. В других допускается минимум и в пять человек. Но беспокойство по поводу численного партминимума у думцев все же осталось. Коммунист Владимир Федоткин предположил, что с введением новой нормы "каждый олигарх захочет иметь свою карманную партию", и "сколько будет таких желающих олигархов, столько получится и партий".

Прошли в Думу

"Я бы не стал отказывать в разумности тем, кого вы называете олигархами", - отреагировал на этот вопрос Гарри Минх и задал свой: "В чем смысл для человека, имеющего финансы, создавать партии? Если это никому не нужная дырка от бублика, то никакой нормальный человек деньги на это тратить не будет", - уверен Минх. Однако он не исключил, что ко второму чтению может быть учтен опыт тех стран, где есть практика предварительной регистрации и окончательной. "Избиратель в России опытен, партий-однодневок в принципе не будет. Будут иные инициативы, которые отрегулируют деятельность политической партии по содержанию, а не только по количественному составу", - заверил коллег председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексей Островский.

Между тем представители трех непарламентских партий - "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко", которые не имеют думских мандатов, но обладают законным правом не только раз в году присутствовать на пленарном заседании, посвященном общественно значимым вопросам, но и задавать вопросы, и выступать, торопили с введением сокращенного партийного минимума по численности в действие.

"В минюсте более пятидесяти заявлений от оргкомитетов, желающих зарегистрировать свои партии. Почему надо ждать до 1 января 2013 года?" - недоумевал "праводелец" Андрей Дунаев. Минх объяснил, что "надо провести определенную подготовительную работу", иначе "регистрирующие органы захлестнет вал заявлений от желающих зарегистрировать свои партии".

"А о названиях новых партий подумали?" - забеспокоился Сергей Глотов из "Патриотов России", убежденный, что надо как-то урегулировать этот вопрос, чтобы не появились партии-дубликаты или кто-то смог зарегистрировать партию под названием, отражающим увлечение его членов, например, любители пива. "Вопрос о названиях предметно пока не обсуждался", - вынужден был огорчить "патриота" председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

У лидера "Яблока" Сергея Митрохина были сомнения иного рода: "Партий-то станет много, но ни одну из них не пустят в Думу", - сделал печальный прогноз Митрохин. И пояснил: новый закон о выборах депутатов идет с опозданием. Поэтому, "чтобы не совершить роковую ошибку и не разрушить партийную систему", нужно во втором чтении рассмотреть и законопроект об упрощении правил создания и деятельности партий, и проект нового закона о выборах депутатов Госдумы во втором чтении вместе. Однако Минх обратил внимание "яблочника" на то, что следующие выборы в Думу в декабре 2016 года, и к этому времени новые партии уже смогут встать на ноги и включиться в политическую жизнь.

Как и ожидалось, больше всего на пленарном заседании спорили по поводу законопроекта о выборах губернаторов. Кто-то тревожился, что прямые выборы глав регионов "подорвут федеративное государство". Кому-то не нравилась система отзыва губернаторов: "Чтобы избрать главу региона, может быть достаточно только голосов членов избирательных комиссии". А если он не справляется с работой, отозвать его возможно только через референдум, получив поддержку 50 процентов избирателей, живущих на территории. По мнению либерал-демократа Михаила Дегтярева, c возвращением выборов для бывших глав регионов, "так называемых князей", в том числе отстраненных, вообще "открываются великолепные перспективы, особенно если учесть огромные деньги, которые могут быть потрачены их семьями", на выборную кампанию. Поэтому Дегтярев предлагает подумать, "не стоит ли поразить в пассивном избирательном праве бывших руководителей, которые уже побывали у руля?" Президентский полпред не поддержал эту идею. По словам Минха, "мы сейчас не находимся в состоянии такой жесткой классовой борьбы", как в 1918 году, когда российская Конституция лишила целый ряд категорий граждан избирательных прав". "Это лица, принадлежащие к царскому дому, работавшие в третьем охранном отделении..." - напомнил полпред, заметив, что "этот алгоритм исключения из политической жизни исчерпал свою возможность". И сейчас все граждане, за исключением признанных судом недееспособными или отбывающих наказание в тюрьме, "должны быть допущены к выборам, и там уже избиратели сами решат".

С подозрением оппозиция, как парламентская, так и непарламентская, восприняла то, что какое-то время губернаторы все-таки будут наделяться полномочиями по ныне действующей процедуре. "Справоросы" предположили, что главы регионов, даже те, кому еще не вышел срок, станут в массовом порядке ставить перед президентом вопрос о доверии, чтобы успеть вновь занять свой пост до введения прямых выборов. "Получается ситуация, когда в одних регионах они будут избраны, в других - не избраны", - сказал лидер "Яблока" Сергей Митрохин, заметив, что, может быть, потому с выборами не спешат, "что заранее теперь известно, что новый президент все это отменит через какое-то время?" Однако Гарри Минх категорически опроверг такую возможность: "новый президент не сможет отменить в том случае, если те инициативы, которые мы рассматриваем, станут действующими законами". Но и идею "моратория на все назначения и переназначения губернаторов до вступления в силу закона о выборах глав субъектов РФ", предложенную группой оппозиционных депутатов, не поддержал. "Там, где лица в рамках действующего законодательства приступили к исполнению своих обязанностей, они абсолютно имеют право и возможность доработать до конца, если они сами не пожелают иного варианта решения этой проблемы", - объяснил свою позицию Минх.

"Не нужна никакая переходная система к прямым выборам губернаторов. Не нужен никакой президентский фильтр. Власть не должна на законодательном поле выступать в роли модератора между избирателям и избираемым губернатором", - настаивал лидер "Правого дела" Андрей Дунаев. Об отмене так называемого "фильтра" - консультаций партий с президентом по поводу кандидатур на губернаторский пост, говорили журналистам и "гости с балкона" - лидер Левого фронта Сергей Удальцов и сопредседатель незарегистрированной партии народной свободы Владимир Рыжков.

Дискуссия была долгой, а голосование предсказуемым. Депутаты поддержали в первом чтении законопроект об отмене сбора подписей на парламентских выборах всех уровней - 443 "за". 441 голос был отдан за более мягкие правила создания и деятельности партий. 442 депутата проголосовали за прямые выборы губернаторов. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин не исключил, что непарламентские партии могут принять участие и при обсуждении законопроектов во втором чтении. Правда, заметил, что пока они с такой просьбой не обращались. "Второе чтение будет через определенное время, ведь два из трех законопроектов - совместного ведения, поэтому подлежат рассылке в регионы. Таким образом, второе чтение будет не раньше чем через месяц", - уточнил он.