Губернатор Пермского края проинформировал президента РФ об инфраструктурных проектах, реализуемых в Прикамье, а также попросил содействия министерства иностранных дел РФ во включении Пермского края в проект "Культурная столица Европы".
Пермский край - энергоизбыточный регион, и приблизительно 25 процентов вырабатываемой электроэнергии поставляется в другие регионы. До недавнего времени север Прикамья снабжался энергией по одной линии ЛЭП, но ее надежность оставляла желать лучшего. Но федеральная сетевая компания инвестировала в решение этой проблемы огромные средства, и в конце прошлого года введена в эксплуатацию вторая воздушная линия электропередачи 500 кВ Северная - БАЗ. Инвестиции в ее строительство составили 6,1 миллиарда рублей.
- Мы соединились по северу со Свердловском и получили возможность как поставлять туда электроэнергию, так и делать обратную запитку нашего северного промышленного узла, где у нас серьезная промышленность, - заметил Олег Чиркунов.
Еще одна энергетическая проблема региона была связана с изолированностью краевого центра от глобальной энергосистемы. Но в этом году завершено строительство новой ЛЭП, и уже принято решение о ликвидации так называемой зоны свободного перетока "Пермь".
- То есть мы были чуточку изолированы, это сказывалось на ценах, потому что мы не могли брать свою же электроэнергию на эту зону, - разъяснил Чиркунов. - Задача почти решена. У нас сейчас есть дополнительная генерация, есть дополнительная сеть, но пока не решена проблема со специальными понижающими трансформаторами. Это стоит очень больших денег. В общем, если можно попросить взять эту ситуацию на контроль минэнерго РФ, надо, чтобы они эту задачку попробовали решить. Они этим вроде бы занимаются, но им одинаково выгодно дать эту электроэнергию, скажем, как на Свердловск, так и на Пермь. А мы заинтересованы, чтобы у нас была возможность эту электроэнергию брать.
- Вы хотите, чтобы я у Свердловска ее отобрал? - уточнил президент.
- Нельзя ничего отобрать ни у Свердловска, ни у нас, - ответил Чиркунов. - Мы сейчас взяли, построили систему, когда на Свердловск можно поставлять электроэнергию, а на Пермь есть ограничение. Это рынок разделит. Главное, чтобы были возможности подавать энергию и туда, и в другом направлении. А с точки зрения генерации, чтобы нам и Свердловску хватало энергии, введены новые мощности. Примерно на 10 процентов на территории увеличилась выработка электроэнергии.
Есть и еще одна инфраструктурная проблема - север края до сих пор снабжается по очень старым газопроводам диаметром 900. Но в нынешнем году эта проблема решена: после визита федеральных министров в Пермь "Газпром" дал четкие заверения в том, что расширение и модернизация газопровода осуществлена к 2014 году.
Рассказал губернатор и о перспективах масштабной реконструкции двухполосной федеральной трассы Пермь-Екатеринбург, которая уже давно не справляется с потоком автотранспорта.
- Огромное число погибших, - посетовал Чиркунов. - Но в этом году начали строить шестиполосную дорогу, начиная от Перми. Первый участок, 12 километров, самые опасные, перед городом, вводим в этом году. Уже летом люди будут ею пользоваться. И так примерно по 10-15 километров в год. Конечно, мы мечтаем о том, чтобы это было быстрее, но в принципе дорожники свои возможности в федеральных средствах используют.
Вторая транспортная проблема региона связана с железнодорожным сообщением. Великая Транссибирская магистраль сейчас проходит через Пермь, но с точки зрения спокойствия жителей мегаполиса - это не идеальный вариант. Поэтому РЖД включили в свою стратегию развития строительство Южного железнодорожного обхода Перми.
- Мы подготовили за эти годы проект, вернее технико-экономическое обоснование, - уточнил Олег Чиркунов. - До проекта надо сделать еще большой шаг. Тоже, в общем, обозначили, куда будет развиваться железнодорожное сообщение.
Дополнительного импульса требует и законсервированный проект "Белкомур". Предполагалось строительство спрямляющей железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Гайны-Соликамск общей протяженностью 1155 километров, из которых заново надо построить 715. Большую часть грузопотока магистрали должны составить уральские минеральные удобрения и сырье для их производства. Ведь на севере Прикамья развивается добыча калийных удобрений, и к 2015 году грузопоток только ОАО "Уралкалий" вырастет с 11,5 до 16 миллионов тонн в год. Общая стоимость проекта может составить 400 миллиардов.
- У нас на севере железнодорожный тупик де факто - откуда поставляются калийные удобрения, - заявил Олег Чиркунов. - Это огромный поток грузов, тупиковая ветка. "Белкомур" прошел все согласования по инвесткомфонду, но по понятным причинам остановился. Сейчас отрабатываются новые механизмы финансирования. Он тоже в стратегии развития РАО "РЖД", поэтому, думаю, что этот проект как-то будет продвигаться.
- Я смотрю, что, действительно, инфраструктурных проектов много, - оценил доклад Чиркунова Дмитрий Медведев. - Все они носят абсолютно адресный характер. Хорошо, что есть движение. Может быть, не такое быстрое, как всем бы всегда хотелось, но здесь главное - не останавливаться, потому как понятно, что денег на все не хватает. В то же время даже вот такие 12-километровые участки на дороге Пермь-Екатеринбург, как вы говорите, или по возможности больше - это все равно развитие дорожной сети и вообще других инфраструктурных объектов.
Не мог не затронуть Олег Чиркунов в беседе с президентом и реализуемый в Прикамье проект "Пермь - культурная столица Европы".
- В Евросоюзе есть проект "Культурная столица Европы", но на самом деле это культурная столица Евросоюза, в чем какая-то несправедливость, - считает Чиркунов.- Мы сейчас в информационном поле пытаемся сформулировать, что как-то неплохо бы российским городам участвовать в этом проекте, и пытаемся проработать на 2016 год какой-то формат участия в этом проекте. Это надо сделать хотя бы потому, что в Евросоюзе в этом проекте будут участвовать фактически самый западный город Испании и польский город. А у нас ощущение, что было бы неплохо это дальше распространить.
- А вы не хотите быть культурной столицей России? - уточнил Медведев. - То есть вы сразу хотите стать культурной столицей Европы?
- Мы хотим использовать все возможные инструменты, которые на сегодняшний день существуют, в том числе в информационном плане. И здесь была бы просьба. Если возможно, попросить министерство иностранных дел РФ оценить реальность этого проекта, подключиться к этому.
- А есть юридические основания в конкурсе участвовать?
- Пока нет, но сейчас Еврокомиссия обсуждает вопрос, как они будут относиться к участию других стран.
- Мы можем с ними поговорить, абсолютно нормальная тема. Мы обсуждаем с Еврокомиссией и вообще с Евросоюзом любые вопросы: и экономические, и политические, почему собственно гуманитарный вопрос не обсудить?