Андрей Максимов: Фотограф Дмитрий Брикман доказывает, что чужих лиц не бывает

В Москве, в Галерее на Солянке, проходит выставка замечательного израильского фотографа Дмитрия Брикмана "Город Бога", организованная посольством Израиля в России. Выставка, которая учит нас не проходить мимо чужих лиц.

Я сначала хотел назвать свою колонку "Чужих лиц не бывает". Но понял: звучит, может, и красиво, но неправда это - чужие лица встречаются, причем в большом количестве, увы. Бывает, идешь по улице, хочешь дорогу спросить, но ощущение такое, будто вокруг тебя только чужие лица. Вдруг - ба! - близкое увидел - спросил.

Искать свое лицо - это мы завсегда пожалуйста: метафора привычная, понятная, гордая, возвышающая нас в своих и чужих глазах. А как насчет поисков лица чужого?

Питерский человек Дмитрий Брикман живет в Израиле уже давно. Про себя говорит так: "Я не фотограф, я программист, и очень свою работу люблю. А фотографией я во многих смыслах живу, только не в материальном..."

Став одним из самых известных израильских фотографов (выставку лишь бы кого Израильское посольство организовывать не будет), Брикман упорно хочет доказать, что деньги - штука важная, но все-таки это не единственная мотивация в мире. Зачем ему это надо? Может, это послание его четырем детям? Не знаю...

Дмитрий Брикман занят тем, что вглядывается в лица людей и пытается нам доказать, что чужих лиц все-таки не бывает. Его выставка в галерее на Солянке - это река человеческих лиц, удивительным образом увиденных и зафиксированных.

Дмитрий рассказывает:

- Вот мальчик с соколом. Я его спросил: "Ты его дрессируешь?" Он ответил: "Нет, я его люблю". Вот человек, который улыбается невероятно счастливой улыбкой - у него сын сидит в израильской тюрьме и, наверное, никогда не выйдет. Но я улыбнулся мужчине - он улыбнулся мне. Вот женщина вся в белом молится у стены плача, в ее глаза страшно смотреть - в них горе.

Лица, лица, лица... Просто лица людей. Отчего же невозможно оторваться от этих "просто лиц"?

Знаете, есть такое избитое выражение "простой человек", мы очень любим его употреблять. Это выражение меня всегда удивляло, потому что я в своей жизни видел разных "человеков", но простых не довелось. Выставка Брикмана доказывает: человеческие лица бывают самые разные - веселые и грустные; задумчивые и радостные; ослепительно красивые и красивые таинственно; старые и молодые; да какие угодно! Но, если верить выставке Брикмана, не бывает лиц простых и не бывает лиц глупых. Так видит фотограф. Что мешает так видеть нам?

Все зафиксированные Брикманом лица увидены им в Иерусалиме. Иерусалим - это не просто город, и даже не просто, если верить названию выставки - "Город Бога". Это образ мира. Здесь можно встретить людей всех вероисповеданий, рас и цвета кожи. И они все - не простые, не глупые и по-своему красивые. Это не политический всхлип, это правда так: абсолютно разные и абсолютно прекрасные лица. Так видит фотограф. Что мешает так видеть нам? Почему разность культур и вер для нас подчас важнее, чем общность лиц?

Замечаю за собой (и Вы, дорогой читатель, заметите, если не испугаетесь), как подчас бывает трудно разглядеть ЧЕЛОВЕКА в безумце, который подрезал тебя на дороге; в бомже, который просит милостыню; в обхамившей тебя продавщице; в фанате другой футбольной команды; да даже в тех, кто выходит на митинг не на ту площадь, куда, как тебе кажется, стоит выходить... Вы не замечаете, что мы перестали в своих согражданах, в соседях по дому, по улице, по городу видеть людей? Людей, у которых есть свои проблемы, свои радости, свои близкие люди, своя любовь?

Куда проще видеть в них чужаков, только потому что цвет кожи или убеждения не нравятся нам. Каким только глупостям не учим мы своих детей, а вот гуманизму - извините за красивое слово, но ведь важное оно - не учим вовсе. Дмитрий Брикман - просто фотограф. Точнее, он не просто фотограф, а тот, кто умеет вглядываться в лица людей. Что мешает вглядываться нам?

В этот свой приезд в Москву Дмитрий показал мне свой новый, говоря современным языком, проект... Показал, увы, только на компьютере, потому что и в Израиле, и в России чрезвычайно трудно найти деньги на издание фотоальбома. Издать фотоальбом - это ведь не модное дело, а нужное. А на нужное кто ж денег не пожалеет?

История такая. В одно и то же время (в пятницу вечером в Израиле и, соответственно, в субботу в США) Брикман снимал разных людей. В одно и то же время - на улицах Израиля и Америки. А потом просто расположил эти фотографии рядом, парами. И оказалось, что люди, живущие в этих далеких странах и никогда не видевшие друг друга, похожи, как братья и сестры. Не в метафорическом смысле похожи, а буквально - очень и очень. И сценки уличные похожи. И дети. И коты.

Разные страны. Разные культуры. Разные часовые пояса. А все так похоже, что чуть ли не одинаково. Словами все это говорить... Какая-то голая публицистика получается. А когда видишь, поверьте мне, слезы в глазах от нашей всеобщей общности...

Фотограф - профессия странная. То ли журналист, который фиксирует, то ли художник, создающий образы - и не разберешь. Дмитрий Брикман - учитель, который учит нас вглядываться в чужие лица, как в зеркала, чтобы что-то понять о себе.

Только не говорите об этом ему. Он обязательно ответит: "Да вы что! Я просто снимаю..." И покажет на свою фотокамеру, с которой не расстается никогда.