Губернатор Петербурга Георгий Полавтченко подписал изменения в закон "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", предусматривающие, в частности, наказание за несанкционированную съемку в метро - от 500 до трех тысяч рублей. Известие всколыхнуло петербургскую общественность, не один год потратившую на борьбу за право свободно фотографировать в подземке.
В советское время, а также с 1992 по 2009 год любая фото-, кино- и видеосъемка в метрополитене Северной столицы без специального разрешения была запрещена. В июле 2002 года был принят закон "Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном". В 2009 году в него добавили статью, предусматривающую штраф от 300 до 500 рублей за фотосъемку со вспышкой, а также кино- и видеосъемку с осветительными приборами без разрешения администрации метрополитена - таким образом, без вспышки мог фотографировать кто угодно и когда угодно. Это право горожане долго отвоевывали, жалуясь в разные инстанции на незаконность такого ограничения доступа к открытой информации.
Однако с 1 января 2011 года закон утратил силу, а к осени этого же года депутаты ЗакСа разработали поправки в закон об административных правонарушениях, которые губернатор после некоторого промедления одобрил. В новой редакции об использовании вспышки ничего не говорится - запрещена любая фото- и киносъемка на платформах и в вестибюлях метро без соответствующего разрешения Петербургского метрополитена. За нарушение этого правила граждан будут штрафовать на сумму от 500 до трех тысяч рублей, должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей, юридических лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей.
Несмотря на то, что закон вступит в силу только спустя десять дней после официальной публикации в СМИ, в интернете уже с жаром обсуждают нововведение. Многие горожане называют новый закон откровенно популистским, вспоминая о том, что последняя поправка касалась пропаганды гомосексуализма. Возмущает петербуржцев в основном не то, что съемка станет нелегальной, а то, что депутаты уделяют этому столь пристальное внимание, отвлекаясь от проблем коммунального хозяйства и социальной защиты. Хлопот добавится, скорее всего, людям с заметной профессиональной фототехникой - фотографам и журналистам.
- Лучше бы боролись с торговцами и попрошайками в метро, чем с фотографами, - признался "РГ" декан факультета фотокорреспондентов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Павел Маркин. - Я затрудняюсь даже предположить, чем это может быть продиктовано - вроде бы метро не секретный объект, его фотографии общедоступны. В других странах таких порядков нет - я снимал в Англии, Франции, мои студенты привозят снимки со всех уголков мира, и никто их не задерживает. А однажды я сам стал жертвой - в советские годы мы для газеты "Смена" придумали первоапрельскую шутку: главный редактор встал в переходе метро с плакатом "Собираем деньги на мафию", а я его снимал. Меня задержала дежурная по станции и заставила в ее присутствии засветить пленку. Правда, пока мы шли, я пленку подменил, и снимок все же вышел. А сейчас можно было бы оставить запрет на съемку со вспышкой - все равно при нынешней технике она необязательна, да и фотокорреспонденты не любят привлекать к себе внимание ярким светом.
Юристы в этом отношении держатся неоднозначно - по словам вице-президента Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Андрея Савича, закон может быть вполне обоснованным.
- Я детально не изучал новую поправку в закон, так что о ее юридической состоятельности судить не берусь, но вообще такой запрет вполне допустим - не все пассажиры, например, согласны, чтобы их снимали, - отметил юрист.
В комитете по транспорту корреспонденту "РГ" рассказали, что и сами бы рады оставить фотосъемку без вспышки легальной.
- При разработке этих поправок присутствовали сотрудники метрополитена, они голосовали за то, чтобы закон остался в прежней редакции, - сообщил сотрудник пресс-службы комитета Дмитрий Игнатьев. - Но депутаты с этим не согласились, сославшись на то, что метрополитен является объектом гражданской обороны и местом повышенной опасности. Однако запрет на съемку начнет действовать только после вступления закона в силу и изменения Правил пользования метрополитеном. И даже когда это произойдет, сотрудники подземки не смогут требовать штрафы с фотографов прямо на "месте преступления" - они должны составить протокол, передать его в суд и только по решению суда требовать уплаты штрафа. Есть города, где такая практика уже имеется, хотя в московском метрополитене к фото- и видеосъемке пока относятся вполне лояльно.