Раскладка клавиатуры влияет на смысл слов

"Хорошие" слова печатают правой рукой - таков парадоксальный вывод исследователей, выявивших так называемый "эффект QWERTY”, заключающийся в том, что слова, в которых больше букв с правой половины стандартной латинской клавиатуры, больше ассоциируются с положительными эмоциями, нежели слова из букв левой половины.

Вывод поистине удивительный: Кайл Джасмин из Университетского колледжа Лондона и Дэниэл Касасанто из Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк, США) утверждают, что существует статистически значимая связь между эмоциональной окраской слова и способом его ввода. В ходе одного из экспериментов 132 голландца, среди которых большинство - правши, оценили около 1000 слов из произвольного списка в плане их эмоциональной нагрузки (по девятибалльной шкале - от "плохих" до "хороших").

Затем исследователи проверили, если ли корреляция между числом букв из правой половины клавиатуры и качественной оценкой слова. Такая связь обнаружилась. Затем набрали 800 англоговорящих, которых попросили оценить качество трех тысяч "произносимых" псевдослов. И снова участники эксперимента, среди которых были как правши, так и левши, оценили "правосторонние" слова преимущественно как "положительные".

"Знакопроизводство" влияет на значение знака

В левой половине латинской раскладки на несколько букв больше, чем в правой. Возможно, из-за асимметрии клавиатуры правой рукой набирать слова удобнее, предположили учёные. А если удобнее, то, значит, и слова будут оцениваться выше. Наблюдения вроде бы подтверждают эти предположения. С другой стороны, левшам, очевидно, удобнее печатать левой рукой. Можно предположить, что для них "левосторонние" слова окажутся положительными. Но не тут-то было. Статистически значимых различий между оценками правшей и левшей не обнаружились. "Слова справа всегда "лучше", - иронизируют исследователи.

Что ж, возможно, и так. "Способ производства" слова наверняка так или иначе влияет на его семантику, хотя лингвистика настаивает на отсутствии сокровенной связи между формой знака и его значением. Но если бы связь эта была произвольна, то не было бы и поэзии, которая нередко играет ассоциациями, связанными со звучанием слова. Но так происходит в устной речи. Теперь же слова все чаще печатают, а не произносят, а потому взаимосвязь наблюдается в "эффекте клавиатуры". С другой стороны, не оказалось ли, что наблюдаемые учёными корреляции в действительности объясняются просто большим числом "правосторонних слов"? Да так ли уж самостоятельно отдельное слово? Имеет ли смысл оценивать его "качество" вне фразы или текста? Радует то, что на эти вопросы можно эмпирически ответить, а значит рано или поздно учёным удастся получить более убедительные результаты.