ФАС требует от автодистрибьюторов прозрачности

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила автодистрибьюторам раскрыть информацию об отборе дилерских и сервисных центров, а также о правилах работы с ними. В противном случае они могут стать объектами антимонопольных расследований. Дистрибьюторы взяли тайм-аут на размышление, попросив ФАС воздержаться от радикальных решений.

"Мы хотим, чтобы рынок был прозрачный с точки зрения взаимоотношений автодистрибьюторов, дилерских и сервисных центров, - рассказал "РБГ" начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников. - Считаем, что должны быть разработаны четкие, понятные и открытые для всех критерии, по которым компании-дистрибьюторы отбирают дилеров, а также описание порядка: каким образом потенциальный дилер или представитель сервисного центра может обратиться к дистрибьютору, как происходит согласование заявки, на каком основании может быть дан отказ".

Кстати, в Европе, по его словам, под давлением еврокомиссии автопроизводители разработали что-то вроде механизма разрешения споров между менеджерами, которые занимаются отбором дилеров, и самими дилерами. "Было бы полезно, если бы торговые практики наших компаний тоже содержали подобные пункты, - рассуждает Овчинников. - Ведь риски злоупотребления своими полномочиями со стороны отдельных сотрудников фирм-автодистрибьюторов при отборе дилеров и работе с ними уже после заключения контракта будут всегда".

Сейчас публичных правил отбора дилеров нет ни у одной компании-автодистрибьютора. "Мне кажется, это плохо даже для самих этих компаний, - говорит Овчинников. - Поскольку у персонала в этом случае есть соблазн принимать решения по собственному усмотрению в пользу тех или иных фирм, что часто и происходит. К примеру, квоты на автомобили между дилерами распределяются совершенно по-разному: одному дают пять, другому 10, причем в разной комплектации. Так что прозрачность нужна не только нам, как антимонопольному ведомству, потенциальным дилерам и сервисным центрам, но и самим компаниям-дистрибьюторам автомобилей, поскольку за счет этого они смогут существенно повысить эффективность своей работы".

Пока ФАС не настаивает на том, чтобы обязанность автодистрибьюторов - определить и сделать публичными "правила игры" на рынке - была прописана в законе. "Мы лишь рекомендуем компаниям разработать торговые правила, установить требования к дилерам и сервисным центрам, сформировать стандарты их работы. В противном случае они рискуют стать объектами антимонопольного расследования. И если их вина будет доказана, то им придется заплатить так называемый оборотный штраф - от одного до 15 процентов от выручки, а это десятки миллионов рублей".

Сейчас по некоторым из компаний уже ведется расследование, в частности, по "Рено Тракс", которая запрещала своим сервисным центрам ремонтировать машины конкурентов. Это нарушение 11-й статьи закона о конкуренции, по которой к компании может быть также применена санкция в виде оборотного штрафа. По сведениям ФАС, "Рено Тракс" готова устранить нарушение, поэтому наказание, скорее всего, будет минимальным. Также есть претензии к дистрибьюторам, которые продают автомобили марок Skoda, Hyundai, KIA, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запасные части к Audi, Skoda и Volkswagen.

"Мы идем двумя путями: используем уже имеющиеся в нашем распоряжении инструменты антимонопольного регулирования и те дела, которые были возбуждены или находятся на стадии рассмотрения, закрыты не будут,- подчеркивает Максим Овчинников. - При этом даем компаниям время на размышление, чтобы они определились: будут ли они разрабатывать собственные торговые политики. Со своей стороны этот тайм-аут мы используем для того, чтобы решить: есть ли необходимость вносить изменения в законодательство в части введения конкретных требований к компаниям-автодистрибьюторам и запретов на некоторые практики, которые они используют при работе с дилерами и сервисными центрами".

Представитель ФАС напомнил, что в Европе это уже сделали. К примеру, в 2007 году там обязали производителей и автодистрибьюторов обеспечивать все сервисные центры, независимо от того, авторизованные они или нет, документацией, необходимой для ремонта машин, диагностическим оборудованием, программным обеспечением. "То есть они развивают конкуренцию не только внутри дилерской сети, но и между официальными и неофициальными сервисными центрами",- пояснил Овчинников.

Дилеры инициативу ФАС приветствуют и не отрицают, что претензии к автодистрибьюторам у них есть. "В качестве примера можно привести совершенно убийственную ситуацию, когда срок действия дилерского контракта ограничивается одним-двумя годами, в то время как окупаемость бизнеса - не меньше семи-десяти лет, - комментирует Андрей Петренко, президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). - Еще один момент - одностороннее изменение планов поставок автомобилей или комплектующих. Дилерские сети и отдельные дилеры уже давно живут по бюджету и делают расчеты по прибыли еще в начале года, исходя из плановых объемов продаж. И если происходит серьезная корректировка в ту или иную сторону, дилер рискует не выполнить своих обязательств. В этом случае он не получит бонусы и не сможет закрыть свой бюджет". Таких противоречий, по словам Петренко, не слишком много. Они возникли из-за того, что рынок слишком бурно рос и развивался, а регулирование за этим процессом не успевало. Но эти вопросы нужно обсуждать и решать, - считает он.

"Инициатива ФАС в этом контексте, с нашей точки зрения, правильная. Вполне возможно, автодистрибьюторы прислушаются к этому предложению и согласятся вступить в диалог, - прогнозирует глава РОАД. - В нем заинтересованы обе стороны. Дилеры больше не хотят вкладывать средства в развитие автомобильного рынка, не имея определенных гарантий по срокам контрактов, системе квотирования. А дистрибьюторы автомобилей, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы более четко определить обязательства дилерских и сервисных центров".

В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), представляющей интересы крупнейших дистрибьюторов автомобилей, тоже выразили надежду, что обсуждение взаимоотношений между участниками авторынка будет обстоятельным, так как выработанные в результате решения могут иметь значение и для других отраслей со схожей структурой. При этом заместитель председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер рекомендовал ФАС избегать "поспешных и радикальных решений, способных нанести ущерб развивающемуся российскому автомобильному рынку". Он подтвердил готовность представителей ассоциации продолжить диалог в рамках рабочих групп с участием специалистов отрасли. На вопрос корреспондента "РБГ" о конкретных предложениях, которые могут озвучить автодистрибьюторы, в ассоциации ответили, что будут готовы дать комментарий на этой неделе после заседания профильного комитета.