Настоящим Федеральным законом в целях противодействия коррупции устанавливаются основные принципы контроля за расходами, определяются категории лиц, контроль за расходами которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается порядок проверки достоверности и полноты сведений о расходах, представляемых в связи с проведением контроля за расходами, определяется механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, свидетельствующих о его приобретении на законные доходы.
Статья 2. Порядок контроля за расходами
п.1. ст.2. Перечень лиц, подлежащих контролю
Настоящим Федеральным законом устанавливается порядок контроля за расходами:
1) лиц, замещающих:
а) государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок контроля за расходами;
б) государственные должности субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные должности на постоянной основе;
г) должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) должности государственной службы субъектов Российской Федерации, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
з) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
и) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
к) отдельные должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
л) должности в Банке России, включенные в перечни, установленные Советом директоров Банка России;
2) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих должности, указанные в пункте 1 настоящей части.
п.2. ст.2. Контроль за расходами отдельных категорий лиц
Контроль за расходами Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за расходами
1. Государственный орган (подразделение государственного органа), определяемый Президентом Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих: должности, указанные в подпунктах "а" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; должности, указанные в подпункте "г" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
2. Подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо кадровой службы федерального государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпункте "г" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации), и должности, указанные в подпункте "к" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
3. Государственный орган субъекта Российской Федерации (подразделение государственного органа либо должностное лицо указанного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "б", "в", "д" и "е" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
4. Подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федеральных законов, осуществляют контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
5. Подразделение Банка России (должностное лицо Банка России), определяемое Советом директоров Банка России, осуществляют контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпункте "л" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Статья 4. Предоставление информации подотчетными лицами
п.1. ст.4. Состав предоставляемых сведений
Лицо, замещающее одну из должностей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, по требованию: государственного органа (подразделения государственного органа), определяемого Президентом Российской Федерации; подразделения кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностного лица кадровой службы федерального государственного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений); государственного органа субъекта Российской Федерации (подразделения государственного органа либо должностного лицо указанного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемого законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; подразделения Банка России (должностного лица Банка России), определяемого Советом директоров Банка России; подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федеральных законов, обязано представлять:
1. сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, касающихся совершения одной сделки по приобретению земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд;
2. сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки, указанные в пункте 1 настоящей части;
3. сведения, обосновывающие законность получения средств, за счет которых совершены сделки, указанные в пункте 1 настоящей части.
п.2. ст.4. Порядок предоставления сведений
Представление сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Советом директоров Банка России.
Статья 5. Решение о контроле за расходами
п.1 ст.5. Должностное лицо, определяемое Президентом Российской Федерации
Должностное лицо, определяемое Президентом Российской Федерации, принимает решение о контроле за расходами лиц, замещающих: должности, указанные в подпунктах "а", "ж", "з" и "и" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; должности, указанные в подпункте "г" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
п.2. ст.5. Руководитель федерального государственного органа либо должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального государственного органа
Руководитель федерального государственного органа либо должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального государственного органа, принимает решение о контроле за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпункте "г" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации), и должности, указанные в подпункте "к" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
п.3. ст.5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение о контроле за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "б", "в", "д" и "е" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей.
п.4. ст.5. Должностное лицо, определяемое Советом директоров Банка России
Должностное лицо, определяемое Советом директоров Банка России, принимает решение о контроле за расходами лиц, замещающих: должности, указанные в подпункте "л" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами супруг (супругов) этих лиц и их несовершеннолетних детей
Статья 6. Проверка достоверности представленных сведений
п.1. ст.6. Основание для проверки достоверности и полноты сведений
Основанием для проверки достоверности и полноты сведений, представленных в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее - проверка сведений), в целях осуществления контроля за расходами является достаточная информация о том, что сумма названной в пункте 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона сделки, совершенной лицом, замещающим одну из должностей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми, явно превышает общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд, представленная в письменной форме в установленном порядке:
1. правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, сотрудниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и иными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федеральных законов;
2. постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
3. Общественной палатой Российской Федерации;
4. Общероссийскими средствами массовой информации.
п.2. ст.6. Информация анонимного характера
Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки сведений.
п.3. ст.6. Решение об истребовании сведений
Решение об истребовании сведений, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и о проведении их проверки принимается в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, отдельно в отношении каждого лица, замещающего одну из должностей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и оформляется в письменной форме.
п.4. ст.6. Проверка сведений
Проверка сведений проводится подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Статья 7. Статус сведений о расходах и доходах
п.1. ст.7. Защита сведений о расходах и доходах
Сведения, представленные в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения, представленные в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, отнесенные к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
п.2. ст.7. Ограничения использования сведений и расходах и доходах
Не допускается использование сведений, представленных в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, для установления либо определения платежеспособности лица, представившего такие сведения, а также платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений, религиозных и иных организаций, а также в пользу физических лиц.
п.3. ст.7. Ответственность за неправомерное использование сведений о расходах и доходах
Лица, виновные в разглашении сведений, представленных в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Проведение проверки сведений
п.1. ст.8. Права должностного лица, проводящего проверку
При проведении проверки сведений должностное лицо подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений вправе:
1. проводить беседу с лицом, представившим сведения;
2. изучать поступившие от лица, представившего сведения, дополнительные материалы;
3. получать от лица, представившего сведения, пояснения по представленным им материалам;
4. направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего сведения, подлежащие проверке, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств;
5. наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
6. осуществлять анализ поступивших в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
п.2. ст.8. Обязанность предоставить запрошенные сведения
Руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, предусмотренный пунктом 4 части 1 настоящей статьи, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить в установленном порядке запрашиваемые сведения.
Статья 9. Информирование о проверке сведений
п.1. ст.9. Уведомление о начале проведения проверки
Лицо, представившее в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона сведения, должно быть уведомлено в письменной форме о начале проведения проверки таких сведений в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения. В случае обращения указанного лица с ним в течение семи рабочих дней со дня обращения (а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с указанным лицом) должна быть проведена беседа, в ходе которой оно должно быть проинформировано о том, какие сведения подлежат проверке.
п.2. ст.9. Информирование о результатах проверки
По окончании проверки сведений лицо, их представившее, должно быть проинформировано о ее результатах с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 10. Статус лица, в отношении которого проводится проверка
п.1. ст.10. Права лица, в отношении которого проводится проверка
При проведении проверки сведений лицо, их представившее, вправе:
1. давать пояснения в письменной форме в ходе проверки сведений и по ее результатам;
2. представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
3. обращаться в соответствующее подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам проверки.
п.2. ст.10. Отстранение от замещаемой должности
На период проведения проверки сведений лицо, их представившее, может быть отстранено от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения от замещаемой должности денежное содержание по замещаемой должности сохраняется.
Статья 11. Рассмотрение итогов проверки
п.1. ст.11. Доклад о результатах проверки
Доклад о результатах проверки сведений представляется подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений лицу, принявшему решение о ее проведении.
п.2. ст.11. Рассмотрение итогов проверки комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Лицо, принявшее решение о проведении проверки сведений, может предложить соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты проверки на ее заседании.
п.3. ст.11. Информирование о результатах проверки
Лицо, принявшее решение о проведении проверки сведений, информирует о ее результатах в установленном порядке Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Председателя Банка России, руководителей других государственных органов и организаций и вносит в случае необходимости предложения о применении к лицу, представившему сведения, подлежащие проверке, мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.
п.4. ст.11. Принятие мер по итогам проверки
Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель другого государственного органа или организации при принятии решения о применении к лицу, представившему сведения, подлежащие проверке, мер юридической ответственности вправе учесть в пределах своей компетенции рекомендации соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Статья 12. Раскрытие результатов проверки
Результаты проверки сведений с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, направляются с одновременным уведомлением об этом лица, представившего такие сведения, в органы и организации (их должностным лицам), политическим партиям и общественным объединениям, в Общественную палату Российской Федерации и в средства массовой информации, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для проведения проверки сведений, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.
Статья 13. Ответственность лиц, подлежащих контролю
Невыполнение лицами, замещающими должности, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, является правонарушением, влекущим за собой освобождение их от замещаемой должности, увольнение с государственной или муниципальной службы, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Статья 14. Направление материалов проверки в правоохранительные органы
При установлении в ходе проверки сведений обстоятельств, свидетельствующих о представлении недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, о несоответствии расходов лица, представившего такие сведения, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы проверки направляются лицом, принявшим решение о ее проведении, в правоохранительные органы согласно их компетенции и в обязательном порядке - в органы прокуратуры Российской Федерации.
Статья 15. Обязанности правоохранительных органов при получении материалов проверки
При получении материалов проверки, свидетельствующих о представлении недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и (или) о несоответствии расходов лица, представившего такие сведения, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, обращаются с заявлением в суд об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлено сведений об их приобретении на законные доходы.
Текст проекта федерального закона "О контроле за расходами" взят с сайта общественной экспертизы законопроектов "Открытое правительство".
В Российской Федерации последовательно наращиваются усилия по противодействию коррупции.
С 2010 года определённые категории лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности государственной службы и должности в государственных корпорациях, представляют сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В 2011 году принят Федеральный закон, в соответствии с которым обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на лиц, замещающих должности в фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также на отдельные категории работников, замещающих должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Само по себе представление таких сведений дисциплинирует государственных служащих и работников и является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество (контроль за расходами).
В свою очередь, контроль над источниками средств возможен лишь при наличии определённой базы данных об имуществе. Поэтому на первом этапе реализации государственной антикоррупционной политики предусматривалась ответственность лишь за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Представленные за 2009-2011 годы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образуют базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу в реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами.
В связи с этим в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года высказана идея о введении контроля за расходами определённых категорий лиц в тех случаях, когда расходы этих лиц по приобретению земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций) явно не соответствуют их доходам.
В целях реализации указанного положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации подготовлены проекты федерального закона "О контроле за расходами", федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации» и федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за расходами".
В соответствии с указанными проектами лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и др.), обязаны по требованию руководителя или лица, которому такие полномочия предоставлены, представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств и сведения, обосновывающие законность получения средств, за счёт которых совершены указанные сделки.
Сведения о доходах лица и его супруги по их основному месту службы (работы) размещаются на официальных сайтах государственных и муниципальных органов, а также организаций, созданных для реализации государственных функций.
Проектами определён порядок проверки полноты и достоверности представляемых сведений, а также закреплено правило, в соответствии с которым при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы проверки представляются в правоохранительные органы согласно их компетенции и в обязательном порядке - в органы прокуратуры Российской Федерации. При получении таких материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчинённые ему прокуроры в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, обращаются с заявлением в суд об обращении в доход государства земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлено сведений, свидетельствующих об их приобретении на законные доходы.
Для обеспечения выполнения данного положения пункт 2 статьи 235 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации дополняется нормой, согласно которой имущество, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы, обращается по решению суда в доход Российской Федерации.
Представляется, что такой подход к реализации высказанной Президентом Российской Федерации идеи о введении контроля за расходами в тех случаях, когда расходы указанных выше лиц явно не соответствуют их доходам, является наиболее оптимальным.
Предусмотренные проектами меры не повлекут увеличения штатной численности подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, согласуются с Национальной стратегией противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460, соответствуют требованиям международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение. И, самое главное, позволят существенно сузить экономическую привлекательность коррупционного поведения и тем самым реально повысить эффективность антикоррупционного механизма.