Пензенским родителям придется за свой счет учить ребенка читать и считать

С апреля школы начнут комплектовать первые классы по новым правилам.

Как пояснили в региональном минобре, на федеральном уровне уже издан соответствующий приказ. Однако на местах подготовиться к нововведениям успели далеко не все родители.

Раннее развитие

Маргарите Козенковой в этом году придется идти в первый класс в "третий раз", не считая личного школьного опыта. Многодетная мама поведет в школу младшую из трех дочерей.

- Главное, чтобы ребенок знал, что его ожидает, - советует опытная родительница. - Для этого ему желательно побывать в школьном здании, увидеть классную комнату, познакомиться с правилами дисциплины, не бояться выходить к доске.

Все это отрабатывалось на занятиях в школе раннего развития. Так назывались курсы для дошколят, где они привыкают к первой учительнице, учатся читать по слогам, считать в пределах десятка, а еще выполняют массу несложных, но столь необходимых для предстоящего обучения заданий.

Еще недавно эти услуги во многих пензенских школах были бесплатными. Но в этом году большинство учебных заведений перешло на хозрасчетную основу.

- Когда мы пришли на собрание родителей, нас огорошили, - рассказывает Маргарита Козенкова. - Занятия в подготовительном классе обойдутся в 2000 рублей в месяц. За эти деньги дважды в неделю по три часа с детьми обещали заниматься грамотой, арифметикой, мастерить поделки и петь песенки на английском. Нас сразу предупредили, что преподавать будут не учителя, которым предстоит работать с первоклашками, а специально подготовленные педагоги. Получается, что в школе открыли частный бизнес. Конечно, я хотела бы, чтобы моя дочь привыкала к школе, но выложить за это 18 тысяч рублей не позволяет семейный бюджет.

Жалобы недовольных родителей в региональное минобразования действия не возымели. В школьном отделе им пояснили, что администрация учебного заведения действует в рамках закона. Занятия с шестилетками к общей образовательной деятельности не относятся, этим занимаются либо дошкольные учреждения, либо внебюджетные организации, сами определяющие стоимость услуг.

Из шести классов, которые предстоит набрать в школе, куда пойдет дочь Маргариты, на платную подготовку согласились только 25 человек.

Детсадовский всеобуч

В уставе любого детского сада прописаны образовательные услуги, в том числе и программа, по которой занимаются воспитанники.

- Эти сведения, равно как и тема ежедневных занятий, должны вывешиваться в вестибюле группы наравне с рационом питания ребенка, чтобы с ними могли ознакомиться родители, - говорит начальник дошкольного отдела управления образования Пензы Федор Клемин. - Мамы и папы могут выбрать то учреждение, которое соответствует их запросам.

Однако на практике образовательная программа становится, пожалуй, последним фактором, на который обращают внимание. Куда важнее просто перекочевать из длинного списка очередников в число детей, рекомендованных к зачислению. Поэтому далеко не все родители догадываются, что перед школой семилетка должен уметь вычленять звуки в словах, рисовать человека, используя мелкие детали внешности и костюма, например карманы и ремень, а также составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.

- Занимаясь подготовкой к школе в рамках общеобразовательной программы, мы не знаем, в каких классах и по какой программе будут учиться наши воспитанники, - говорит заведующая детсадом N 151 Наталья Чувашова. - В советские времена существовала практика перехода детей целой группой в один класс. Тогда еще можно было говорить о преемственности образования.

В стандартной же подготовительной группе детсада комбинированного вида, как называют учреждения без определенной специализации, на обучение грамоте выделяется один час в неделю. В логопедических группах детям уделяют больше внимания, поэтому с точки зрения доступности подготовки к школе они находятся в выигрышном положении. Правда, из-за нехватки мест логопедические группы в пензенских детсадах с этого года стали ликвидировать.

Задачка на засыпку

Сложнее всего приходится ребятам, которые до школы вовсе не посещали детсад. Причин тому масса: состояние здоровья, религиозные убеждения, семейные традиции или пресловутое "не дождались очереди". За их готовность к школе отвечают лично родители.

- С садиком у нас отношения не сложились. Ребенок болел три недели в месяц. Поэтому мы забрали документы, - рассказывает мама семилетнего Макара.

С четырех лет они посещают частную детскую студию, где с детьми два раза в неделю занимаются педагоги, подрабатывающие здесь после уроков в местных гимназиях.

Занятия в подобных студиях, школах, кружках, за вывеской которых скрывается все та же подготовка к школе, обходятся родителям от одной до трех тысяч рублей в месяц. За уровень подготовки родители вправе спросить с педагогов, так как заключают с организацией договор на оказание образовательных услуг.

В частных студиях, как правило, работают в небольших группах от трех до пяти человек. На полу здесь - мягкий ковер, на стенах - забавные росписи, на полках - масса модных развивающих игрушек. Владельцы таких детских центров говорят, что за последние годы посетителей у них прибавилось, в том числе благодаря использованию материнского капитала на образование детей.

Родители и специалисты сходятся во мнении, что раннее обучение детей превратилось из модного увлечения в один из способов социализации маленького человека. Вот только решать эту проблему родителям все чаще приходится лишь за счет собственных средств.

На заметку

Заявление о зачислении ребенка в школу родители могут подать с 1 апреля до окончания июля. С 2012 года за каждой школой строго закреплена определенная территория. В первую очередь администрация обязана принять ребятишек из окрестных домов. Только при наличии свободных мест могут приниматься дети из других районов.

Такое территориальное закрепление, по мнению чиновников от образования, позволит уравновесить положение школ. Сейчас одни из них переполнены, другие, наоборот, испытывают дефицит учеников, а значит, обделены и в финансировании. Если денег меньше, учреждению все сложнее конкурировать с более раскрученными соседями. Получается замкнутый круг. Нашли плюсы в новшестве и педагоги. Им проще навещать детей после уроков, когда все они проживают по соседству, а не в разных уголках города. Правда, родители, которые хотели идти к определенному учителю либо в конкретную школу, озабочены поиском возможностей решить проблему. В Пензе только две школы не имеют территориальной закрепленности. За ними сохранилось право называться гимназиями. Еще год назад в областном центре на этот громкий титул претендовали как минимум полтора десятка учебных заведений.