В Смоленске прошла выставка-ярмарка молодежных инноваций

В Смоленске прошла IV областная выставка-ярмарка научно-технического творчества молодежи, в ходе которой свои научные разработки и авторские проекты представили около сотни авторов в возрасте от 14 до 30 лет из 20 вузов, колледжей, школ и учреждений дополнительного образования. Экспозиция была развернута в читальном зале Смоленского филиала Московского энергетического института, а в аудиториях вуза были организованы мастер-классы и круглые столы молодежного инновационного форума "Интеллектуальный потенциал Смоленщины - 2012".

Поскольку проводится выставка не впервые, у нее есть свои старожилы, более того - многие участники, как выяснилось, совершенствуют собственные разработки, учитывают сделанные год назад замечания, выполняют рекомендации и вновь выходят на публику с тем же проектом. Воплощение идей, их презентации оказались крайне лаконичными и скромными - как заметил один из гостей, "ничего тут не крутится и не летает". Понять, о чем идет речь в том или ином проекте, можно было только из рассказа авторов, при этом далеко не каждый из них опускался до того, чтобы объяснить практическую пользу от своих разработок. Например, сфера использования системы наблюдения за движущимися объектами, способная работать с оптикой любого разрешения и в любом свете - ультрафиолетовом, инфракрасном, дневном (проект Военной академии войсковой ПВО), вопросов не вызывала. Ценность другой интеллектуальной разработки того же вуза, позволяющей отслеживать и анализировать показатели полета баллистической ракеты, могла показаться гражданским гостям выставки не столь очевидной.

Хозяева площадки, студенты СФ МЭИ, судя по всему, взялись работать на далекую перспективу и разработали систему контроля за вагонами метрополитена, позволяющую оптимизировать движение поездов и интересную тем, что все сигналы при этом передаются по рельсам. Вообще, метро в Смоленске нет, и строить его пока вроде бы не планируется, а применить разработку к существующему трамвайному сообщению, как оказалось, хоть и можно, но работать система будет хуже из-за помех на открытом пространстве.

Студенты государственной сельскохозяйственной академии поставили перед собой задачу повысить качество выпускаемого в Смоленске пива и других алкогольных напитков - через создание нового сорта ячменя с пониженным содержанием белка. Ребята самостоятельно его вырастили, после чего местный ликероводочный завод использовал урожай для производства опытных партий спирта, водки и пива, и технологи предприятия дали студенческой разработке достаточно высокую оценку. Поскольку новый сорт ячменя хорошо приспособлен к выращиванию на Смоленщине, студенты хотели бы привлечь к нему внимание сельских товаропроизводителей.

Студенты строительного колледжа представили результаты исследования гомогенных полей в Смоленске, отрицательно влияющих на настроение горожан и их поведение (речь идет о типовых зданиях, безликих спальных районах и так далее). Как оказалось, подавляющее большинство опрошенных жителей недовольны той средой, в которой они ведут повседневную жизнь, и хотели бы, чтобы в городских постройках было больше оригинальности. По мнению студентов, строительство ведется без учета уже существующей застройки, а используемые архитекторские решения призваны обеспечить не красоту и комфорт, а максимальную рентабельность. Студенты нашли способы улучшить существующую городскую среду, но считают, что в перспективе в Смоленске нужно полностью менять подходы к строительству.

В Смоленском гуманитарном университете разработали систему контроля за транспортными средствами (их местоположением и пробегом), которая может использоваться как муниципалитетами, так и любым предприятием. Это, наверно, единственный проект  на выставке, у которого есть конкретный заказчик, финансирующий научно-техническое творчество студентов.

- Уровень научно-исследовательской работы в вузах невысок, - признала декан факультета компьютерных технологий, экономики и дизайна СГУ Анна Андреева. - Но так - по крайней мере, в смоленских вузах - было всегда: в 80-х годах прошлого века в СФ МЭИ изучали системы управления, которые давно нигде в реальной жизни не использовались. Конечно, программы вузов, подготовка преподавателей далеко не всегда соответствуют современному уровню развития технологий. Кроме того, для полноценной исследовательской работы нужна солидная материально-техническая база, нужны инвесторы, ведь даже программное обеспечение, позволяющее работать на современном уровне развития технологий, стоит немалых средств, и далеко не всегда можно обойтись бесплатным софтом. Конечно, все проекты готовятся на имеющейся базе, с помощью доступных студентам инструментов. Это отражается и на том, как выглядят результаты, и на их перспективах.

Наряду со всем сказанным, в глаза бросилось еще одно обстоятельство, наверняка отражающееся на популярности научно-технического творчества молодежи в студенческой среде и его результатах. Как говорится в пресс-релизе, выставка является "одним из основных мероприятий областного значения, которое демонстрирует последние достижения молодых смолян в области технических, естественных и социально-экономических наук, инвестиционные проекты молодежи и является уникальной площадкой, способствующей интеграции образования, науки, производства и бизнеса". Вот как раз в наличии интеграции есть большие сомнения.

Организатором выставки является департамент спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области, а вот департамент по образованию и науке никакого отношения к этому мероприятию не имеет, и его специалисты в работе выставки-ярмарки не участвуют. Между тем, задачи у этих ведомств разные: первые ставят перед собой задачу объединять, направлять, заинтересовывать молодежь - через культурные, спортивные, туристические мероприятия. НТТМ - это все-таки другое, и заниматься развитием этой сферы надлежало бы, конечно, именно "образовательно-научному" ведомству, что обеспечило бы представленным проектам внимание соответствующих специалистов и, быть может, даже возможности внедрения. К сожалению, НТТМ оказалось в том же автономном плавании, в котором долгие годы пребывает профессиональное образование: учебные заведения готовят специалистов, ненужных на производстве и в учреждениях, а научно-техническое творчество студентов превратилось в бесконечное изобретение велосипеда.