Марат Шайдаев: Мы должны стать крупнейшим логистическим холдингом в Европе

В январе 2011 года объединение двух крупнейших российских портовых компаний - Группы НМТП и Приморского торгового порта - привело к созданию одного из крупнейших портовых операторов в Европе.

На прошлой неделе журналистам и аналитикам впервые была представлена "Стратегия развития Группы НМТП до 2020 года", документ, над которым новая команда работала почти год. О том, что изменилось за это время в портах Новороссийска, Приморска и Балтийска и планах развития Группы, "Российской газете" рассказал член совета директоров ОАО "НМТП" Марат Шайдаев.

Каким стал для Группы НМТП 2011 год?

Марат Шайдаев: Этот год не был простым. Политическая и экономическая нестабильность в странах, которые традиционно импортировали грузы через Новороссийск, а также полугодовой запрет на экспорт зерна, все это потребовало от новой команды в кратчайшие сроки привлечь новых клиентов, чтобы сохранить объемы перевалки.

В результате в прошлом году Группа НМТП обработала 157 млн тонн различных грузов, что на 2,3% больше, чем в 2010 году перевалили наши порты по отдельности. И это стало третьим показателем в Европе. А в России доля нашей Группы в грузообороте морских портов составила почти 30%.

Это стало возможно благодаря грамотной работе управленческой команды и высокой степени диверсификации как географически, так и по видам грузов. Работая сразу в трех российских портах, мы можем снижать негативные последствия в случае сложностей с каким-либо из видов грузов.

Хороший старт - половина дела?

Марат Шайдаев: В нашем случае эта поговорка оказалась верна, и после Нового года, когда в Новороссийске начался сильнейший шторм и ветер достигал 200 км/ч, наша команда не снизила обороты. Погрузку на суда пришлось останавливать почти на 15 дней, и все-таки Группа НМТП смогла на 15% увеличить обработку грузов в январе-феврале 2012 года. Такой темп роста оказался в три раза выше, чем в среднем по России.

Какие грузы стали для Группы НМТП драйверами роста?

Марат Шайдаев: Зерно и контейнеры. Особое значение мы придаем развитию перевалки контейнеров. В Новороссийске, например, в прошлом году она выросла на 44% на фоне роста в 28,6% в среднем по отрасли.

А после снятия запрета на экспорт зерна в июле 2011 года темпы его перевалки стали рекордными для Группы.

Марат Шайдаев: Грузооборот - это только один из показателей эффективности портового бизнеса, многое можно сказать и по финансовым результатам.

Сейчас мы готовим годовую финансовую отчетность к публикации, так что пока можно оперировать официальными данными за первые 9 месяцев. Если говорить кратко, Группе НМТП удалось превзойти консенсус-прогноз аналитиков по основным показателям: выручке, EBITDA и маржинальности.

Выручка от реализации за девять месяцев 2011 года составила 782 млн долларов, что на 57% больше, чем за такой же период в 2010 году. Рост валовой прибыли составил 25%. А показатель EBITDA Группы НМТП за девять месяцев вырос на 17% к аналогичному показателю прошлого года и составил 404 млн долларов.

Но многие аналитики считают, что ОАО "НМТП" имеет слишком большую долговую нагрузку.

Марат Шайдаев: Компания взяла семилетний кредит у Сбербанка для того, чтобы приобрести оператора крупнейшего нефтеналивного порта России - ООО "ПТП". Надо отметить, что это еще и самый современный с точки зрения технологий порт, с развитием которого Группа НМТП связывает большие планы.

В рамках этого кредитного договора прописаны четкие показатели, фиксирующие планомерное снижение долговой нагрузки. В прошлом году эти обязательства были исполнены, и наша команда четко понимает, за счет каких средств они будут исполнены в 2012 году.

Мы планируем, что стабильный рост грузооборота и денежных потоков позволит компании уже в течение двух лет с момента выборки кредита снизить долговую нагрузку почти вдвое.

Насколько эффективно работают сегодня компании Группы по сравнению с иностранными коллегами?

Марат Шайдаев: Это тот вопрос, который новая команда задала себе в первый день после присоединения Приморского порта к Группе. Мы пригласили международных экспертов и бизнес-консультантов, среди которых были в том числе McKinsey и BCG, чтобы проанализировать производственные процессы на каждом из причалов.

В результате мы получили рекомендации, которые помогут нам повысить производительность до 14% без существенных дополнительных расходов. Мы продолжаем работу по поиску путей снижения себестоимости. Проводим аудит всей инфраструктуры Новороссийского морского торгового порта с целью определения ключевых направлений и усиления эффекта от инвестиций. Важно и то, что нам удается успешно контролировать операционные издержки. Компания сохраняет высокую рентабельность операций, несмотря на то, что тарифы в Новороссийске не пересматривались с февраля 2010 года.

Основной актив любой компании - люди. Какие изменения произошли в работе с персоналом Группы НМТП?

Марат Шайдаев: Совет директоров ОАО "НМТП" поставил перед менеджментом как одну из ключевых задач на 2012 год - повысить качество жизни рядовых сотрудников Группы. А это значит, что нам предстоит решить ряд проблем, накопившихся на протяжении последних лет. Для этого мы работаем над созданием и реализацией Единой социальной программы Группы НМТП. Отмечу, что уже в этом году оптимизация управленческой структуры, которая прошла по всей Группе НМТП, позволила впервые за пять лет организованно проиндексировать зарплаты производственного персонала от 10% до 30% без ущерба для маржинальности бизнеса.

В 2011 году Группа НМТП обработала 157 млн тонн различных грузов, что стало третьим показателем в Европе

Сейчас наша команда разрабатывает программы обучения, развития, повышения квалификации для рабочих и руководства путем внедрения лучших мировых практических методик и инновационных технологий. Начата работа над созданием кадрового резерва с целью обеспечения бизнеса управленческим ресурсом.

Если говорить об управленческом ресурсе, в Новороссийске мы видим много новых людей среди топ-менеджеров...

Марат Шайдаев: Начнем с того, что в этом году многие топ-менеджеры, а это лучшие специалисты из России и зарубежья, переехали из Москвы в Новороссийск. Это кардинально улучшило качество управления активами, помогло решить проблемы, накопившиеся годами.

Важным событием стало приглашение на работу в Группу НМТП Радо Антоловича, который работает в портовой отрасли с 1976 года и более 15 лет успешно управлял крупнейшими терминалами как в России, так и за рубежом.

Он руководил созданием "с нуля" первого в России коммерческого контейнерного терминала "Восточный". Работал в одном из крупнейших мировых портовых операторов - Группе DP World. К нам он перешел с позиции генерального директора CSCT Romania, а это на сегодняшний день крупнейший контейнерный терминал на Черном море.

Именно Радо Антолович стал руководителем рабочей группы, которая разработала Мастер-план "Стратегия развития Группы НМТП до 2020 года", который мы представили на прошлой неделе. Работа над этим документом заняла около года, в течение которого были определены основные направления долгосрочного развития портов Новороссийска, Приморска и Балтийска.

В нескольких словах сформулируйте цели Группы НМТП до 2020 года.

Марат Шайдаев: Наша основная цель - стать наиболее эффективным оператором портовых активов в России, закрепить позиции крупнейшего логистического холдинга в Европе и мире. Сегодня мы работаем более чем с 1300 российскими и зарубежными клиентами, и наша задача продолжать обеспечивать им равный доступ к инфраструктуре наших портов.

В нашем видении Группа НМТП к 2020 году - это эталон с точки зрения качества услуг, внедрения передовых технологий, социальной и экологической ответственности.

Для этого Группа планирует перейти от специализации стивидорных компаний к специализации по производственным площадям. Мы сфокусируемся на быстрорастущих высокодоходных грузах при сохранении общей универсальности активов, введем в эксплуатацию новые терминалы и планируем инвестировать в развитие новых технологий и совершенствование производственных процессов.

Учитывая сегодняшние реалии рынка, каким образом вам удалось выстроить видение развития на столь значительный срок?

Марат Шайдаев: Мы разделили Стратегию Группы НМТП на 2011-2020 гг. на три последовательных этапа: Краткосрочная стратегия (2011-2012), Среднесрочная (2012-2015) и Долгосрочная (2015-2020).

На первом этапе улучшения касаются повышения операционной эффективности существующих активов. Часть работ по этому этапу уже выполнена. Реализуется программа улучшений, которую совместно с McKinsey для нас разработали лучшие портовые специалисты мира.

На втором этапе предусмотрены капитальные вложения в инфраструктуру, потому что это необходимое условие модернизации технологии перевалки.

И на третьем этапе мы считаем необходимо развивать специализацию терминалов по обработке контейнеров, нефтепродуктов и насыпных грузов.

В опубликованном Мастер-плане большое внимание уделяется инвестиционной программе, расскажите о ней.

Марат Шайдаев: Группа НМТП продолжает реализацию инвестиционной программы, которая была принята предыдущей командой собственников. В 2011 году завершен проект по строительству мазутного терминала, и в течение первого полугодия он будет запущен в коммерческую эксплуатацию, а также завершено строительство бункеровочного комплекса в Приморске.

По состоянию на конец 2011 года из 538 млн долларов было выполнено работ на 416 млн. После реализации этой программы мощности по Группе увеличатся на 5,5-20,5 млн тонн и 238 тыс. TEU.

В какие мощности Группе НМТП могут потребоваться дополнительные инвестиции?

Марат Шайдаев: В Мастер-плане описано видение новой команды по каждому отдельному виду грузов. Например, компания планирует обеспечить запас мощности для закрепления доли НМТП на рынке перевалки зерна, увеличив мощности по перевалке зерновых в Новороссийске на 2 млн тонн.

Своей задачей в области обработки контейнерных грузов Группа НМТП видит обеспечение необходимого роста производственных мощностей. Планом предусмотрена специализация Новорослесэкспорта на перевалке контейнеров, строительство специализированного контейнерного терминала мощностью в 500 тыс. TEU. Когда новые мощности будут задействованы как минимум на 75%, Группа начнет реализацию проекта по строительству контейнерного терминала на базе Западного района НМТП. Это увеличит мощность перевалки контейнеров в новороссийских компаниях Группы до 1,2 млн TEU в год.

Если говорить о железорудном сырье (ЖРС), то мы намерены создать уникальное предложение для производителей, построив терминал по перевалке мощностью до 12 млн тонн с возможностью использования его для перевалки и других видов насыпных грузов (минеральные удобрения, уголь). Это позволит нам установить долгосрочные партнерские отношения с ведущим российским производителем ЖРС - компанией Металлоинвест и другими компаниями.

Это все так называемые "сухие грузы", а каковы планы компании по перевалке нефти и нефтепродуктов?

Марат Шайдаев: Компания продолжает реализацию конкурентных преимуществ НМТП по перевалке нефти в Азово-Черноморском и Северо-Западном бассейнах. В наши задачи входит отслеживание прогнозов по добыче нефти, в том числе по месторождениям Восточной Сибири, а также взаимодействовать с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) с целью совершенствования системы тарифного регулирования.

Мы планируем увеличить долю Группы НМТП в перевалке нефтепродуктов в Северо-Западном и Азово-Черноморском бассейнах. Несомненно, мы будем учитывать прогнозную динамику экспорта нефтепродуктов при разработке новых инвестиционных проектов.

В Мастер-плане подробно описаны проблемы развития железнодорожной инфраструктуры к порту Приморск и нехватки пропускных способностей в направлении порта Новороссийск, какие вы видите пути решения этих проблем?

Марат Шайдаев: Мы понимаем, что развитие российских портов невозможно без развития железнодорожной инфраструктуры, и постоянно находимся в контакте с ОАО "РЖД". Недавно на встрече руководителей Северо-Кавказской железной дороги и Группы НМТП достигнута договоренность о создании рабочей группы для улучшения взаимодействия диспетчерских служб.

Буквально месяц назад наша команда провела реорганизацию дирекции по эксплуатации, благодаря чему удалось резко повысить эффективность работы и в настоящий момент в целом по Группе "НМТП" мы имеем профицит мощностей по выгрузке вагонов в количестве 250-300 вагонов в сутки, в том числе 50-60 вагонов с черным металлом. Это должно значительно улучшить ситуацию на железнодорожных подходах к Новороссийску в ближайшей перспективе.

При этом отмечу, что в Новороссийске сейчас основным узким местом являются не магистральные пути и подходы к порту, а железнодорожный парк "А" станции Новороссийск, в связи с чем необходимо в кратчайшие сроки начать проект по строительству парка "Б".

Ситуация в Приморске более сложная - этот крупнейший российской порт до сих пор не подключен к железной дороге, что в значительной степени ограничивает его развитие. Грузы в Приморск пока можно доставлять или "по трубе", или автомобильным, или морским транспортом.

Федеральным бюджетом на 2012 год предусмотрено целевое увеличение уставного капитала ОАО "РЖД" размером в 7,5 млрд рублей на развитие железнодорожного участка Выборг - Приморск - Ермилово. Благодаря этому, наконец, должен решиться затянувшийся на шесть лет вопрос подключения.

Как на раскрытие столь долгосрочного и детального плана развития компании отреагировал рынок?

Марат Шайдаев: Раскрытие Мастер-плана - очередной шаг к повышению прозрачности Группы НМТП. Встречи с аналитиками в Москве и Лондоне были очень насыщенными и результативными.

За неделю акции НМТП на Лондонской бирже подорожали на 9,5%, а рост капитализации составил 161,8 млн долларов. Мы расцениваем это как кредит доверия со стороны инвесторов, выданный новой команде Группы, и сделаем все возможное, чтобы его оправдать.