Открывшийся в Казани Центр ядерной медицины овеян слухами.
Одни утверждают, что иначе как по знакомству в это лечебное учреждение не попасть, другие рассказывают о том, что перед лечением на больного надевают специальный скафандр, третьи искренне верят, что онкологи научились удалять опухоль без скальпеля. Как в действительности обстоят дела, выясняли корреспонденты "РГ".
Радиологическое отделение в Республиканском клиническом онкологическом диспансере (РКОД) существовало и раньше. Это сюда приходилось приезжать больным, которым врачи прописывали "пушку" (так в народе называют аппарат для лучевой терапии). От одного вида неказистого одноэтажного здания становилось не по себе: безнадега... Теперь от этого не осталось и следа. Современный пятиэтажный корпус, яркая вывеска, просторный холл. В центре под потолком - электронное табло, извещающее о том, кого конкретно и в каком кабинете в данное время ждет врач. Никакой суеты. Чисто, спокойно, размеренно. Тот самый случай, когда и стены помогают.
А в помощи нуждаются тысячи. Ведь по статистике онкологическими заболеваниями страдает каждый 54-й житель Татарстана. Напомним, что в 2010 году республика одной из первых вошла в число регионов, участвующих в национальной программе оказания помощи при злокачественных образованиях. В рамках этого проекта в республику поступило современное оборудование, преимущественно для лучевой терапии, на сумму более чем 437 миллионов рублей. Но в старом радиологическом корпусе его было не разместить. И тогда власти РТ приняли решение о реконструкции здания: на эти цели из республиканского бюджета выделили 200 миллионов рублей. Одновременно были построены и два каньона для размещения позитронно-эмиссионного томографа.
По словам начальника отдела медицинской физики и техники РКОД Натальи Гимадиновой, современная аппаратура для лучевой диагностики (а это не только 16-срезовый томограф, который есть уже во многих казанских больницах, но также гамма-камера, и многое другое) и для лучевой терапии (линейный ускоритель, гамма-терапевтический аппарат) настоящая находка.
- Когда мне сказали, что у меня опухоль и придется ее облучать, я очень расстроился, - рассказывает Марс Низаметдинов (имя и фамилия изменены). - Знал, что после "пушки" многим бывает плохо. Но за последние годы все так изменилось! Я из Зеленодольска, регулярно приезжаю сюда на машине. Здесь отличные врачи, современное оборудование. Даже после процедуры больших неудобств не испытываю. Больничный, и тот не требуется. Работаю.
Облучение и без тяжелых последствий - разве такое возможно? Многие убеждены, что радиотерапия применяется лишь в очень запущенных, зачастую уже безнадежных ситуациях.
- Лучевая терапия - метод универсальный, и применяется в различных случаях, - рассказывает руководитель клиники радиотерапии РКОД Олег Моров. - Бывает, она действительно применяется на запущенных стадиях, но часто и на начальном этапе заболевания для излечения пациента может быть даже единственным способом воздействия. Нередко лучевую терапию назначают в сочетании с другими методами лечения. Известно, что иногда после операции в том месте, где была опухоль, опять появляется новообразование. А применение лучевой терапии зачастую позволяет снизить вероятность рецидива в два раза.
Но об этом и раньше было известно. Однако после "пушки" на какое-то время самочувствие больного резко ухудшалось. Неслучайно обеспеченные пациенты, которым было показано радиологическое лечение, так стремились попасть за границу. Теперь, как выяснилось, медицинскую помощь мирового уровня можно получить и в Республиканском онкологическом диспансере.
Чтобы почувствовать разницу, мы отправляемся в кабинеты, где пациенты проходят подготовку к лучевой терапии и получают лечение. Сюда, в радиологическое отделение, ежедневно приходят 300-350 пациентов, которые проходят курс терапии как в стационаре, так и амбулаторно.
В какой-то момент кажется, что мы попали в космос. Огромные установки, томографы, мониторы. Совсем как в физической лаборатории.
- У нас кроме врачей работают и медицинские физики, и инженеры, и радиохимики, - поясняет Олег Моров. - Кстати, такая профессия, как медицинский физик, сейчас в большом дефиците. У нас, например, на этих должностях работают выпускники технических вузов, прошедшие специальную подготовку. Сегодня в нашей области медицины нужны новые подходы, современное видение.
Судите сами. Принцип "больше пользы, меньше вреда", который лежит в основе любого лечения, в лучевой терапии приобретает особое значение. На прежнем оборудовании точно определить место воздействия пучка радиации было сложно. Врачам приходилось работать с "пушкой" почти вслепую. В результате нередко страдали здоровые органы. А теперь пациент сначала проходит детальное обследование на компьютерном томографе. Тогда-то и выявляется расположение новообразования, его границы, по сути, выбирается мишень для радиационного воздействия.
Затем система дозиметрического планирования устанавливает физико-технические параметры облучения. Это важно для того, чтобы лучевая нагрузка на здоровые органы была минимальной. Скажем, при облучении опухоли грудной клетки в защите нуждается сердце. А при воздействии на мозг или шею важно, чтобы доза облучения была максимально щадящей для хрусталика глаза. Рассчитать эту дозу и помогает современная аппаратура. Ну а для того, чтобы радиационный "удар" по опухоли был точным, во время лечения на линейном ускорителе используются еще дополнительные приспособления, фиксирующие положение больного во время процедуры. Не тот случай, когда можно "промазать".
Как уверяет врач-радиотерапевт с большим стажем Нина Назарова, при работе на новом оборудовании ошибки практически невозможны.
- Аппаратура прошлого и нынешнего столетия - это как небо и земля, - говорит она. - Современное оборудование предусматривает многоступенчатый контроль. Не может быть такого, чтобы, например, медсестра сделала то, что взбредет ей в голову. Машина мгновенно подаст сигнал: "Совершено не то действие!" Работа организована так, что все, кто работает за монитором, постоянно невольно контролируют друг друга.
По сравнению с предыдущими годами качество медицинской помощи заметно выросло. Если раньше после лучевой терапии больной какое-то время был нетрудоспособен, то теперь это не так. Самочувствие пациента не ухудшается даже во время процедуры.
Казанцы, прослышав про такое всемогущее оборудование, завалили Центр ядерной медицины вопросами, самый популярный из которых про радиохирургические операции. Правда ли, что теперь врачи Центра ядерной медицины могут удалить опухоль и без скальпеля?
- Технически это возможно, - говорит Олег Моров. - Метод заключается в облучении большой дозой радиации опухолевого очага. В течение одного-пяти сеансов опухоль буквально выжигается лучом. Но метод подходит далеко не каждому онкологическому больному и не заменяет хирургического вмешательства. Он применяется при лечении лишь некоторых новообразований, да и то при условии, что размер опухоли не более трех сантиметров и удалить ее при оперативном вмешательстве технически сложно. К радиохирургии приходится прибегать и в том случае, когда у больного есть противопоказания к операции.
Лечение в Центре ядерной медицины бесплатное. Но платные услуги здесь тоже есть, для жителей других регионов. Кстати, желающих попасть именно сюда на лечение немало, ведь онкологическая клиника такого уровня пока единственная в Поволжье.
Кстати
По сравнению с 2010-м в прошлом году количество больных, получивших лечение в Центре ядерной медицины, увеличилось на 9,4 процента и составило 3,5 тысячи пациентов. Время ожидания госпитализации в радиотерапевтическое отделение сократилось с 30 до 20 дней.
Справка "РГ"
Центр ядерной медицины, г. Казань, ул. Сибирский Тракт, 29. Телефон: (843) 519-26-13, 519-26-14
Консультативный прием в Центре ядерной медицины осуществляется только по направлению врача. Целесообразность обращения определяют онкологи.
Первое, что нужно сделать при наличии симптомов, обратиться в поликлинику по месту жительства на прием к участковому врачу. При необходимости он направит вас на консультацию к онкологам. В Казани, Набережных Челнах и Альметь-евске специалисты данного профиля принимают в онкологических поликлиниках, в районах респуб-лики - в первичных онкологических кабинетах. Они назначат обследование и поставят диагноз, а в том случае, если вам показано радиологическое лечение, направят в Центр ядерной медицины.
Рустем Хасанов, главный онколог РТ:
- Новое оборудование поможет многим. Сложнее задачи, чем обнаружить онкологическое заболевание на ранней стадии, когда оно протекает практически бессимптомно, в диагностике нет. Недаром говорят: ищи у больного рак, и ты найдешь попутно все имеющиеся у него болезни.
Но никакой Центр ядерной медицины не спасет человека, если он сам о себе не позаботится. Модернизация должна происходить не только в здравоохранении, но и в головах людей. Рак в большинстве случаев излечим, только не нужно его запускать. Лучший способ профилактики онкологических заболеваний - их своевременное выявление. Поэтому не нужно пренебрегать медицинскими осмотрами. Не врачей надо бояться, а болезни.