Набирает обороты скандал вокруг ЧП в тюменской школе № 44, где старшеклассница с приятелями месяцами терроризировала тех, кто помладше.
После ареста 15-летней девушки, неформального лидера группы, возбуждены уголовные дела по статье "Халатность" в отношении администрации учебного заведения и инспекторов-полицейских. Прокурор региона Владимир Владимиров, выступивший перед депутатами областной Думы, заявил: "Все обо всем знали, и никто ничего не предпринимал, а сейчас делают круглые глаза".
Директор школы и ее сторонники, в свою очередь, подчеркивают, что преступления подростки совершали вне стен школы (и следствие согласно с этим утверждением), а потому, мол, несправедливо обвинять педагогов в черствости и намеренном сокрытии ЧП. Вот высказывание одного из учителей в социальных сетях: "Нас опозорили, ославили на всю страну ни за что ни про что. В интернете, газетах предвзято изложили историю, поспешили обвинить во всех смертных грехах. Какой год на дворе? И где папки с мамками, ау!".
44-я пытается склонить общественное мнение в свою сторону, призывает учеников, выпускников, родителей сплотиться, защитить честь родного учебного заведения - в частности, в воскресенье образовать живую цепочку вокруг здания и воскликнуть: "Я люблю свою школу!".
Между тем съемочная группа одного из федеральных телеканалов собирается снять большой сюжет о ЧП с участием друзей, родственников как с пострадавшей стороны, так и со стороны "подростков-агрессоров". В пятницу перед приездом телевизионщиков следственное управление СК России по Тюменской области выступило с несколько неожиданным заявлением. Поскольку фамилия, а также фото 15-летней девушки, находящейся ныне в СИЗО, выложены на некоторых сайтах, в блогах, опубликованы в СМИ, управление приступило к проверке по факту нарушения неприкосновенности частной жизни. То же относится к девочке, над которой старшеклассники надругались. Не исключено даже уголовное преследование тех, кто обнародовал персональные данные.
- Речь ведь идет о несовершеннолетних. Каким бы тяжким ни было преступление, называть имя, фамилию, конкретное место проживания, тем более размещать фотографии по меньшей мере неэтично, говорит старший помощник руководителя СУ СК России Евгений Казаков. - Мы руководствуемся "Пекинскими правилами" - минимальными стандартами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Цитирую: "В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя". Статья 137 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до двух лет за нарушение неприкосновенности частной жизни.
Когда управление сообщает о юном преступнике либо о его жертве, то указывает только возраст, район или город проживания. Такого рода "скрытность" нужна для того, поясняет Казаков, чтобы кто-то не воспользовался данными для мести, унижения, насмешек, чтобы уберечь от нездорового, корыстного интереса. Дитя - ранимая личность, "казнь" в публичном пространстве может привести к трагическим последствиям.
Кстати, родители пострадавшего ребенка увезли его за пределы города, поскольку им стали звонить, напрашиваться на встречу неизвестные люди - вроде сочувствующие, да насторожили вопросы о деталях произошедшего.
Сергей Плотников, региональный представитель Фонда защиты гласности, полагает, что претензии тюменского следственного комитета к раскрытию персональных данных детей этически резонны. Однако широкое обсуждение в интернет-пространстве проблемы подросткового насилия крайне полезно, поскольку вскрывает гнойник, подсказывает пути оздоровления. По приблизительным подсчетам, на социальных форумах и различных сайтах ЧП нешкольного масштаба получило свыше трех тысяч откликов.