Заниматься развитием Дальнего Востока будет автономная некоммерческая организация (АНО). По данным экспертов, акционерами новой структуры, скорее всего, станут "АЛРОСА", РЖД, "Интер РАО", Ленское объединенное пароходство и ряд других компаний. Рабочий проект должен быть передан на рассмотрение в правительство к концу марта. Вполне вероятно, что штаб-квартирой АНО станет Владивосток. Здесь по инициативе комитета по экономической политике и собственности Заксобрания Приморского края прошло обсуждение идеи создания Восточной корпорации.
Напомним, в январе этого года глава МЧС Сергей Шойгу доложил главе правительства Владимиру Путину о подготовленном пакете предложений по развитию Востока России. Базовая модель развития - "распечатывание кладовой" природных ресурсов и проведение эффективного "индустриального маневра" за счет частных и государственных инвестиций, направленных на рост внутреннего потребления и поставки продукции на быстрорастущие рынки стран АТР.
Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов предлагает внести поправки в проект "Восточной корпорации". По его мнению, нужно не просто "распечатывать кладовые", а не менее половины добытых ресурсов перерабатывать в регионе, создавая крупные производства по глубокой переработке нефти и газа, древесины, металлургические производства, биотехнологические центры, наукоемкие предприятия с ориентацией на освоение ресурсов океана и т.п. "Сеть таких предприятий от Забайкалья до Ванино и Находки может стать "точками" роста экономики во всех зонах Транссиба, БАМа, морского побережья. Подобный виток регионального развития позволит остановить отток населения и увеличить привлечение нового", - считает Бакланов.
Однако не получится ли так, что корпорация сосредоточится исключительно на минерально-сырьевой базе региона? Мы поинтересовались у директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, насколько реально участие Корпорации в транспортных и энергетических проектах. "Обозначенные возможные направления деятельности Корпорации: топливно-энергетическая промышленность, металлургия, транспорт - очень точно обозначают отраслевые приоритеты развития Сибири и Дальнего Востока в рамках долгосрочного социально-экономического развития РФ, - полагает эксперт.- Вряд ли можно ожидать активного развития иных отраслей, формирования новых полноценных городов с диверсифицированной инфраструктурой, комплексного развития огромных территорий".
Многих участников дискуссии смутил тот факт, что "под колпак одной корпорации забирают полстраны - от западных границ Красноярского края до Камчатки, Курильской гряды и Сахалина". "А вот в содержательной части о Дальнем Востоке я увидел мало - только про транзитно-транспортный потенциал, но, полагаю, дальневосточники имеют право знать подробности, тем более последствия-то могут быть серьезные. Давайте это обсудим. И какая роль отводится региональной власти?" - обратился к присутствующим председатель комитета Заксобрания Приморского края Виктор Горчаков.
По мнению профессора ДВФУ Михаила Терского, в условиях длительной стадии экономической нестабильности правительство начинает передавать ответственность за социально-экономическое развитие на низовой уровень, и региональные власти беспокоит, что их лишают возможности участвовать в освоении федеральных бюджетных ресурсов. "Пока сложно понять, хорошо это или плохо, но сам факт создания в регионе корпорации - правильный. С 2015 года сокращается практически в четыре раза объем финансирования ФЦП, и важно сконцентрировать ресурсы, чтобы поднять большие проекты", - заявил эксперт.
"Меня радует понимание государством необходимости сохранить Сибирь и Дальний Восток, но огорчает отсутствие продуманной стратегии и бесконечный сонм предложений, направленных на многоуровневое управление одними и теми же ресурсами. В результате найти ответственного будет невозможно. Для развития Дальнего Востока и Сибири нужен общенациональный и общепризнанный проект, способный стать мобилизующей национальной идеей", - заявил генеральный директор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ) Ярослав Семенихин.
Действительно, только в прошлом году был создан Фонд развития Дальнего Востока и Сибирского региона - дочерняя структура ВЭБа. Не возникнет ли конфликта интересов между новым и уже существующим институтом? "Скорее всего, на первых порах создаваемой корпорации не удастся избежать определенного дублирования в выполнении функций по регулированию развития отдельных отраслей, производств, сфер жизнедеятельности на территории регионов Востока страны, - полагает Владимир Климанов. - Это в свою очередь может вызвать напряженность в работе и снизить ее эффективность. Очевидно, что пока никто до конца не может просчитать возможные последствия таких конфликтов".