С 1 сентября во всех 25 муниципальных районах региона начнут работать центры дистанционного обучения - ресурсные школы, полностью укомплектованные педагогами.
Если в малокомплектной сельской школе нет учителя того или иного предмета, или учитель есть, но недостаточно квалифицирован, или в школе нет оборудования, позволяющего проводить полноценные современные уроки, местные ученики будут получать нужные знания дистанционно - от учителя ресурсной школы. Внедрение дистанционного обучения, кроме того, позволит заниматься дополнительной работой с талантливыми детьми, а также организовать профильное обучение. По словам начальника департамента по образованию и науке Смоленской области Михаила Леоненкова, в этом году из федерального бюджета на модернизацию системы образования Смоленской области выделено 444 миллиона рублей, и 26 миллионов из этой суммы будут направлены как раз на "дистанс" - внедрение дистанционного обучения сельских школьников.
По эффективности использования бюджетных средств Смоленская область занимает 76 место в стране. Причиной столь низкого показателя является высокая доля неэффективных расходов в здравоохранении (14 процентов) и особенно в образовании (36 процентов). Исправить ситуацию в этой сфере, в общем, нетрудно: достаточно сократить какое-то количество фельдшерско-акушерских пунктов на селе да малокомплектные школы - такие, где на 2-3 учеников приходится пять учителей. При всей кажущейся простоте решения, областные власти стараются избегать радикальных решений в этой сфере, понимая: закроешь школу - умрет деревня. Тем не менее, решать проблему нужно, поскольку неэффективные бюджетные расходы - лишь полбеды.
- Сельские школьники получают недостаточно высокий уровень образования, воспитания и физического развития, - констатирует Михаил Леоненков. - Когда решается, быть или не быть той или иной сельской школе, мы ставим вопрос ребром: если глава администрации муниципального образования в состоянии гарантировать приемлемое качество образования в этом учебном заведении, оно продолжает работать. Но если понятно, что ребенок обречен на необразованность, зачем нужна такая школа? Сейчас у нас разработана примерная модель разумной филиальной сети, в которой при помощи дистанционного обучения дети смогут получать знания у специалистов высокого уровня.
Кстати
Доля городских школ в Смоленской области составляет 28,3 процента, при этом обучается в них 77,8 процента всех школьников. Доля сельских школ составляет 71,7 процентов, но обучается в них 22,2 процента смоленских школьников. Общий объем средств, полученный Смоленской области в 2012 году на модернизацию системы образования из федерального бюджета, составляет 444 миллиона рублей. Главными расходными статьями определены: приобретение учебного, учебно-наглядного оборудования - 52 миллиона рублей, школьной мебели - 17 миллиона, спортивного оборудования и инвентаря - 50 миллионов, оборудования для медицинских кабинетов - 10 миллионов, оборудования для школьных столовых - 57 миллионов, автобусов - 20 миллионов рублей, компьютерного оборудования - 64 миллионов, организацию дистанционного обучения - 26 миллионов рублей,текущий и капитальный ремонт школ - 125 миллионов, повышение квалификации учителей - 10 миллионов рублей.