Половина россиян хотят посадить в тюрьму участниц группы "Pussy Riot" - опрос

Похоже, терпимости и доброте наших сограждан искренне порадовался бы первый из Великих испанских инквизиторов Томас Торквемада. В деле "охоты на ведьм" мы вполне дали бы фору знаменитым средневековым ревнителям чистоты веры и блюстителям нравов.

К таким выводам подводят результаты опросов, опубликованных сразу несколькими социологическими службами.

Социологи Аналитического центра Юрия Левады поинтересовались у граждан, слышали ли они о скандальных акциях украинской феминистской группы "Фемен", устраивающих свои акции в неглиже, но с политическими лозунгами в разных городах Украины, России и Белоруссии. В сферу внимания социологов попал также "панк-молебен", который устроила группа "Pussy Riot" в Храме Христа Спасителя, за что и поплатилась: участников акции ждет суд и, возможно, 7-летнее тюремное заключение.

Об украинских обнаженных феминистках "наслышаны" в России 17% респондентов, а 63% узнали о девушках-скандалистках только от социологов. Но среди тех, кто об их "играх на раздевание" все-таки знает, 35% выразили резко отрицательное отношение к такому способу выражения своих позиций, еще 36% - отрицательное, но не категоричное. Лишь каждый десятый (9%) такие акции одобряет, а каждый пятый с ответом затруднился.

О "панк-молебне" ничего не ведали 46% опрошенных, каждый пятый что-то слышал, но суть дела от него ускользнула. 30% были о скандальной акции "наслышаны", а 4% сказали, что внимательно следят за развитием событий вокруг нее.

Как вы считаете, от 2 до 7 лет лишения свободы, которые грозят участницам этой группы за "концерт" в Храме Христа Спасителя, были бы адекватным или чрезмерным наказанием за эту акцию? Свой вопрос, естественно, социологи адресовали тем, кто был в курсе происходящего.

Да, ответили почти половина (46%). Адекватное. Так им и надо. Чтоб неповадно было. За решетку на несколько лет - и точка. Намного меньше россиян - 35%, то есть примерно каждый третий из наслышанных о "концерте" у алтаря, считали, что подобное наказание - это чересчур. Каждый десятый (9%) считает, что подобные акции вообще не должны преследоваться в уголовном порядке, вполне достаточно других мер воздействия и порицания. С ответом же затруднились лишь 10%, так что мнения разделились достаточно резко и определенно.

О "смягчении нравов" явно не говорят и результаты опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" (ФОМ).

Социологи выяснили, что 66% россиян, то есть две трети населения считают возможным восстановление в стране смертной казни. Лишь 15% сказали, что приговаривать преступников к подобной мере наказания "недопустимо", а каждый пятый от ответа ушел.  Правда, 11 лет назад сторонников отмены моратория на смертную казнь в стране было больше (80%). А противников - столько же. Остальные за эти годы всего лишь "задумались". Если же говорить об отдельных категориях граждан, то наиболее "кровожадными" были люди с низким достатком, сторонники коммунистической идеологии, люди среднего возраста - от 31 до 45 лет, а также те, кто больше других проявлял готовность участвовать в различных протестных акциях (вспомним митинговые лозунги, и последнее будет легко объяснимо).

Чаще призывали к милосердию жители Москвы и в целом - люди обеспеченные, как говорят социологи, "высокоресурсные".

У сторонников смертных казней аргументация была достаточно прямолинейной и жесткой. Они утверждали, что "надо как раньше: убил - и тебя убили", "зло должно быть наказано". Смертную казнь они считают панацеей от роста преступности ("от преступников уже некуда деваться"),  говорят, что эта мера нужна прежде всего в назидание, "чтоб боялись". Некоторые обосновывали свои заявления тем, что "тюрьма не перевоспитывает", и преступник все равно возьмется за старое - или даже в тюрьме "найдет лазейку" и будет жить как ему нравится.  Рассуждали также об "экономии государственных средств", которые тратятся на содержание преступников в тюрьмах долгие годы, и даже о милосердии - "лучше сразу отделаться, чем всю жизнь в тюрьме проводить".

Противники смертной казни апеллировали к тому, что "жизнь не нами дана, не нам и ее прекращать", а уподобляться убийце - недопустимо. Говорили и о том, что смерть - слишком легкое наказание для закоренелого преступника, пусть он мучается теперь "всю жизнь". Допускали, что правосудие может допустить ошибки, а человек, однажды преступивший закон (особенно если он молод) - раскаяться. Некоторые говорили, что смертную казнь можно в порядке исключения оставить в силе только за самые страшные и тяжкие преступления, например, за сексуальные преступления против детей (так считают 72%), убийства (64%), терроризм (54%), изнасилование (47%) и распространение наркотиков (28%).

Но - на заметку участникам скандальной панк-группы "Pussy Riot" и их адвокатам. Каждый двадцатый (5%) россиянин заявил в ходе опроса социологам ФОМ, что считает вполне возможным введение смертной казни за "осквернение религиозных святынь". Смертной казни, высшей меры. Что уж говорить о других видах наказания и каких-то тюремных сроках.

Так считают те самые "ревностные" россияне-христиане, которые, как явствует из опросов Левада-Центра даже во время Великого Поста его правил практически не придерживаются. Лишь 2% сказали, что соблюдают его полностью и во всей строгости, лишь 15% - частично, а каждый десятый будет поститься "в авральном порядке" - то есть только в последнюю неделю Поста. А 70% вообще никаких корректив в свой рацион и быт вносить не намерены.

Иллюстрацией к результатам таких опросов смело можно считать знаменитую картину Василия Поленова "Христос и грешница", висящую в Третьяковской галерее. Только скадрированную. Когда за основу берут не левую сторону полотна, где, усталый и запыленный, сидит Тот, кто сказал "кто из вас без греха, пусть первый бросит камень", а правую - где толпа всклокоченных яростных людей волочет испуганную девчонку на суд и расправу.

Старинные примеры заразительны.