Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений "Дефэкспо-2012" отработала, как говорится, в штатном режиме, несмотря на грандиозный коррупционный скандал, в который оказались вовлечены и министр обороны Индии А.К Энтони и начальник объединенного штаба сухопутных войск (по нашей терминологии - главком) В. К. Синх. А также известный производитель автомобильной техники - "Татра" и даже косвенно наш "КаМАЗ".
Скандал разгорелся еще до выставки, но фактически все дни ее работы, он, а не крупнейший салон Дефэкспо-2012, проходивший в Дели, был в центре внимания местных СМИ. Рассказывать подробно о его сути для российских читателей не имеет смысла, так как он все-таки по-индийски специфичен, а по нашей логике вообще не стоил бы выеденного яйца. И тем не менее.
Главкому сухопутных войск, якобы, поступило предложение за взятку в немалые деньги купить и поставить на вооружение большую партию тяжелых грузовиков "Татра", точнее платформ, на которых можно размещать и реактивные системы залпового огня, и ремонтные мастерские, и использовать по прямому назначению - для перевозки грузов и личного состава. Генерал Синх, уже по его версии, был возмущен и обо всем доложил министру обороны. Тот назначил проверку, и понеслось. В прессе тут же появилась копия компрометирующего письма. Начались журналистские расследования. Почти сразу выяснилось, что к коррупционной сделке корпорация "Татра" вообще никакого отношения не имеет. Все затеяли какие-то очень мутные посредники, которых, надо сказать, на индийском рынке вооружений немало. В сложную схему передачи денег, получения государственного заказа и поставок автомобилей вовлекли, как сообщается, некое дочернее предприятие фирмы "КаМАЗ". Хотя при внимательном ознакомлении с публикуемыми документами, оказывается, что ведущий российский автопроизводитель абсолютно не при чем.
Когда информационный вброс о коррупции в стенах минобороны ожидаемых результатов не дал, а сама версия о корыстных побуждениях Синха стала рушиться, кто-то заявил: хорошо, здесь, возможно, все чисто. Но ведь такая коррупционная схема могла работать уже несколько лет, предположили журналисты и общественные деятели. И все закрутилось с новой силой.
Надо учесть, что в Индии давно сформировано гражданское общество, в стране издается 6 тысяч больших и маленьких газет, мнение которых властные структуры просто обязаны принимать во внимание. Парламентарии очень любят создавать различные комиссии. В общем, стоит кому-то сказать, что высокий чиновник ворует и еще представить какие-то документы, поднимается девятый вал шумных парламентских и журналистских расследований. В итоге многие забывают: он хотел украсть или украли у него. Разоблачительный процесс уже идет сам по себе.
Кстати, ряд здравомыслящих индийских общественных деятелей и солидных журналистов сразу усомнились в том, что коррупция вообще имела место. Во-первых, заключить даже самый внешне выгодный контракт в обход очень строгой постоянно работающей тендерной комиссии невозможно. А всех ее членов купить невозможно. Во-вторых, скандал странным образом оказался приурочен не только к салону Дефэкспо-2012, открывал который министр обороны А.К. Антони, но и к начавшейся в структуре минобороны ротации высшего управляющего звена. Под шумок, глядишь, поднимется какой-нибудь самый ярый борец с коррупцией в военном ведомстве.
Конечно, публичный скандал повлиял на работу господина Антони в рамках салона. Какие-то ритуальные функции он выполнил, например, возжигание священного огня, осмотрел ряд павильонов, но был даже внешне подавлен и немногословен.
Впрочем, более глубоко на работе Дефэкспо-2012 это не сказалось. И обязательный еженедельник таких салонов "ШоуДейли" ближе к концу работы разместил фотографию министра на одном из зарубежных стендов, снабдив это заголовком и текстом, из которых следовало, что развитие скандала не повлияло на деловую часть салона.
О Дефэкспо-2012 и работе на нем российской делегации читатели сайта "РГ" могли ознакомиться в ряде публикаций прошедшей недели.
Дополнить информативную часть, вне всякого сомнения, надо очень коротким рассказом о том, как буквально на глазах меняется военно-техническая и военно-политическая составляющая военного строительства вооруженных сил Индии.
Правительством Индии разработан очень умный документ, формирующий ВТС. Индия от простых закупок переходит к сложным взаимоотношениям: лицензии, совместное производство, строительство на территории Индии различных объектов военного назначения, реализация многочисленных офсетных программ.
Речь уже не идет о закупке лучшего в мире танка или самолета. Вопрос ставится: что от этого выиграет национальная промышленность, включая ее научно-технический сектор?
К примеру, если ВМС Индии заказывает строительство серии кораблей или подводных лодок за границей, то сразу выдвигается требование - 30% оборудования уже на первом образце должно быть индийского производства. При этом арифметика заказа очень простая. Если закупается 10 единиц военно-морской техники, то рассчитывается: 2 корабля будут построены за рубежом, 4 - в Индии с использованием зарубежных деталей и всевозможных систем. А завершающая партия в четыре корабля должна строиться только на индийских верфях с максимальным использованием комплектующих местного производства.
У нас этого нет. Россия заказала во Франции два универсальных десантных корабля типа "Мистраль". Очень много говорилось о том, что это лишь начало, следующие два корабля будут строиться силами отечественной оборонной промышленности. Однако, насколько известно, твердый контракт подписан только на два корабля, строительство которых идет во Франции. Дальнейшие переговоры остановлены, даже теоретически не обсуждаются варианты такого строительства: где, какими силами, по какой документации, при каком финансировании все это должно реализоваться - неизвестно.
На фоне этого "коррупционный скандал" с партией грузовых автомобилей смотрится действительно как-то несерьезно. Минобороны продекларировало, что для родной Российской Армии будет закупаться только самое современное оружие, в том числе - зарубежного производства. Увы, чиновники военного ведомства, похоже, понятия не имеют, что такие закупки - часть сложной геополитики. За рубежом практически во всех странах, имеющих серьезный военный потенциал, цели и задачи геополитики давно и четко определены. У нас - нет. Сам термин чуть ли не под запретом.
Известный генерал Поповкин, будучи начальником вооружений, когда столкнулся с первыми закупками за рубежом даже небольших партий стрелкового оружия, решил изучить иностранный опыт. Действительно, не только винтовки, но и самое современное оружие импортируют все страны НАТО, даже США, не говоря об Индии и Китае. Как они это осуществляют практически, какими правовыми актами руководствуются? Был объявлен конкурс на проведение научно-исследовательской работы по изучению этого вопроса. В нем определился победитель. Кстати, гражданский аналитический центр. Сумма исследования не такая уж и большая, но само оно для Минобороны чрезвычайно важно. Казалось бы, конкурс проведен, победитель известен, деньги запланированы. Увы, после ухода Поповкина из Минобороны, его преемники аннулировали все результаты конкурса, намекнув победителям, что такая работа, несвоевременна. Если уж очень потребуется, ее выполнят другие, специалисты в погонах. Почему?! Как раз изучение зарубежного опыта в сфере ВТС даже очень своевременно. А в военном ведомстве нет ни одной научно-исследовательской структуры, которая когда-либо занималась изучением тематики ВТС. Вообще, в России научные специалисты и настоящие эксперты в области ВТС известны наперечет.
И еще. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами во всем мире - побочный продукт развития собственного ОПК и внутреннего гособоронзаказа. У нас опять наоборот. ВТС - мотор внутреннего развития. Если бы не было на рубеже ХХ-ХХI веков крупных экспортных заказов по авиации, системам ПВО, по кораблестроению, то сегодня в России вместо высокотехнологического оборудования по критическим технологиям, имелись бы настоящие руины былой советской мощи. Впрочем, ряд прорывных технологий оказался все равно утрачен - предприятиям просто не повезло с экспортными заказами.
В России лет пятнадцать на различных высоких совещаниях говорится о частно-государственном партнерстве. Ничего не сделано. Как решили эту задачу в Индии? Невероятно! Но в рыночной стране использовали жесткий административный ресурс.
Предположим, одна группа неких частных предпринимателей разбогатела на продаже продукции сельского хозяйства, другая на производстве цемента, третья на строительных подрядах.
Трудно сказать, как это было сделано формально, но таким олигархам местного значения объявили: помидоры, рис, лук, цемент и строительство, конечно, хорошо. Но в кратчайший срок Индии необходимо провести масштабную индустриализацию. Вложите-ка, господа нувориши, свои миллиарды в высокотехнологические производства, и мы посмотрим, насколько вы действительно эффективные собственники и менеджеры, или просто жулики, оказавшиеся в нужное время у "бюджетной кормушки".
Естественно, предпринимателям создали особые преференции. Прошло всего несколько лет.
Частная компания, занимавшаяся продажей луковых семян и скупкой готовой продукции, сейчас ведущий в Индии разработчик и производитель авиационной техники. Другая компания занималась строительством домов, морских портов и аэродромов, сооружением ирригационных систем. Им сказали: а теперь, господа хорошие, стройте верфи, подводные лодки, самоходные орудия. Сейчас это крупнейший в мире создатель самых современных предметов военного назначений - от самоходных орудий и экипировки солдат, до подводных лодок и надводных кораблей. Эти олигархи строят на своей родине самую большую верфь в мире, сухой док которой равен 700 метров. В аэрокосмической индустрии успешно работает компания, занимавшаяся производством и продажей удобрений. Перечень можно продолжать.
Кто-нибудь в России может даже в самом радужном мечтательном сне представить, что Роману Абрамовичу говорят: нефть покачал? миллиарды сколотил? яхты покупаешь? Так вот, дай теперь нефть покачать другим, а сам вложи свои миллиарды не в удовлетворение личных плотских утех, а в индустриализацию России. Вложи миллиарды, к примеру, в отечественное судостроение, построй партию фрегатов нового поколения, оплати, наконец, строительство "Мистралей". Это потребует, конечно, потрясти кошель, но зато станешь национальным героем, глядишь, один из французских вертолетоносцев получит звучное имя "Роман Абрамович".
Увы, такое частно-государственное партнерство невозможно представить ни в благостном сне, ни в ночном кошмаре.
В Индии создали специальную структуру, занимающуюся исследованиями и разработками в области обороны - ДРДО. О необходимости образования аналогичного центра в России неоднократно говорил Дмитрий Рогозин. Кстати, его очень ждали на салоне в Дели. Жаль, что не нашлось возможности посмотреть и сравнить развитие ОПК Индии и России в рамках Дефэкспо-2012. Также не было ни одного высшего руководителя Минобороны и ВМФ. Впрочем, может оно и к лучшему. В отсутствие важных чиновников деловым переговорам уделялось максимум внимания. Об их результатах мы сможем узнать очень скоро.