Олег Скрипка: Рок - это база культуры, от которой мы отрезаны

Жизнь популярных музыкантов порой превращается в клуб путешественников, как тут не позавидуешь? Вот и главная группа Украины в юбилейном туре в честь 25-летия уже полгода странствует по городам России, Украины, Белоруссии, Казахстана со своими бойкими и затейливыми хитами: "Вiсна", "Танцi", "Булi на селi" и "День нарождення". Густо заваренными, как ядреный борщ, на рок-н-ролле, "поселковом твисте" (есть у них и такая песня), гопаке, плюс - на искрометном юморе и неукротимом лиризме. А заодно - вновь задаваясь извечным вопросом поэта А. Н. Некрасова: "кому на Руси (теперь уже в СНГ) жить хорошо?", и уже по-современному практичными: "почему" и "где"? Бессменный лидер "ВВ" Олег Скрипка (шесть лет он прожил во Франции, получил там даже орден за вклад в развитие культуры, но предпочел вернуться на родину) в перерывах между концертами бродил по улицам и рынкам, пополняя свою коллекцию удивительных этнических инструментов. А заодно и наблюдал за жителями СНГ, которые теперь, возможно, станут персонажами новых песен "ВВ"…

7 апреля "Вопли Видоплясова" дадут большой концерт в московском "Крокус Сити Холле". Накануне Олег Скрипка приехал на онлайн-конференцию "Звездный час" в редакцию, чтобы ответить на вопросы наших читателей из России, Украины и Белоруссии. А попутно посоветоваться: Что сыграть в Москве, учитывая не простые вкусы избалованной гастролерами столичной публики?

- Вы приехали в "РГ" в разгар юбилейного тура по СНГ. Есть ли у вас какие-то любимые удовольствия во время этих гастролей, помимо концертов и гонораров?

Олег Скрипка: Если говорить о России, то я зарисовываю наши собственные "белые пятна" на карте. И попросил менеджеров, чтобы в этот раз мы приехали и в те города, где еще не бывали. Например, в Нижнем Новгороде и Ижевске. Там бурлит культурная жизнь, хотя по-разному. Где-то есть интересные клубы с хорошим звуком, а где-то совсем архаические залы с колонками в стиле СССР. Но все равно люди нас знают, приходят на концерты. И нам, конечно, не менее интересно на этих гастролях, чем зрителям. В Иркутске, где я тоже еще не был, - сходил на базар, поскольку увлекаюсь этникой. Купил поделки иркутские из камня. А в Ижевске - из кости, из дерева, да безделушки для дома. Чтобы лучше понять, какие народы населяли когда-то этот край...  Мне нравится так жить, когда всегда что-то новое познаешь, ищешь - куда дальше двигаться. Может, и поэтому есть динамика у "ВВ" и какая-то перспектива, что мы не разучились удивляться?! Вот, в Краснодаре играли концерт, я смотрю со сцены и вижу разную публику, в основном молодежь. Только отдельные такие "лысые острова" в зале. А один лысый стоит возле сцены: в рот смотрит и не хлопает... Рассмотрел все мои пломбы. И подумал, что ему что-то не нравится, но человек оказалось, был в состоянии оцепенения. Подошел ко мне после концерта, принес стопку дисков - все, что издавалось: "пиратское", легальное, все сборники, где есть наши песни… И говорит: "Я вас 15 лет ждал…" Естественно, даже ради одного человека, который тебя ждал и знает про "ВВ" все, стоило начинать этим заниматься 25 лет назад. И это дает даже большую мотивацию, нежели то, что некоторые наши песни переведены уже на четыре языка.

-  Вы ездите по странам СНГ, наблюдаете как изменяется жизнь людей, развиваются национальные культуры… Как отличия между нами вам нравятся, а какие огорчают?

Олег Скрипка: Страны отличаются очень сильно. Я даже сказал бы, что города на расстоянии 100 километров друг от друга очень сильно отличаются: другой темперамент у людей, менталитет разный. Например, мы были в Казани и Нижнем Новгороде. Новгород - это нордический характер, люди спокойные, склонные к философии, а Казань - жерло вулкана! В Казани куча безумных рокеров, а в Нижнем - интеллектуалы, которые знают поэзию рока. Или взять восток Украины, города Полтава и Донецк. 300 километров друг от друга. В Полтаве на концерт люди пришли как будто прямиком из СССР 70-х годов, женщины в пальто, в меховых шапках. Сидели, смотрели концерт. А в Донецке оторванная молодежь плясала с третьей песни, такой драйв! Если сравнивать страны, можно параллель провести между Белоруссией и Казахстаном - это все-таки совершенно законсервированный Советский Союз, в хорошем смысле слова. Куча людей любят, знают рок-музыку, разбираются в ней. В Белоруссии и в Казахстане люди поют наши тексты. Язык для них - иностранный, но они знают песни со сложными текстами. Люди действительно слушают музыку, как это когда-то было в Советском Союзе. А Украина и Россия приблизительно одинаковы - огромный объем информации, перевариваемой только "по вершкам"… Многое эмоционально проходит мимо, люди ни во что не вникают, нет времени, слишком высокий темп. Хотя Москва от Киева отличается. Киев более заторможенный. Но мы большие романтики, мечтатели, философы, на мир смотрим с метафизической точки зрения, выискиваем всегда какие-то потусторонние причины процессов. А москвичи - люди дела: сказал-сделал, занял пространство-отыграл и ушел. Очень эффективные, прагматичные. Скажем, если выступаешь в Москве, сразу надо поразить и завоевать, тут либо "да", либо "нет". Практически сразу…

 
Видео: Сергей Минабутдинов

- Почему поп-исполнители России и Украины радостно дружат на виду у зрителей (Филипп Киркоров, Ани Лорак, "Виа Гра" и другие), а у рок-музыкантов подобное редко встречается?

Олег Скрипка: Музыкальный рынок у нас общий, что хорошо. Но рок на Украине сегментирован, киевляне в основном слушают киевский рок, донецкие - донецкий. Этой музыки нет в ротации по радио и ТВ, поэтому люди знают только своих... Это не на пользу нашим странам. Есть другие примеры: в Канаде из десяти радиостанций девять транслируют рок - классный, качественный, мощный. Ты сидишь в кафе аэропорта Ванкувера, рядом дедушки едят гамбургеры, по радио играет Led Zeppelin. И дедушка ест, пьет пиво и мотает в такт головой. И ты понимаешь, что это - культура. Рок - это база культуры, от которой мы отрезаны. И те ГМО, которым мы питаемся в культурном плане, подрывают основы общества.

Светлана, домохозяйка, Москва: "Вопли Видоплясова" давно не выступали на больших концертных площадках в Москве. Волнуетесь?

Олег Скрипка: Волнуемся. Мы много играем разных "солянок", фестивалей, где выдаем стандартный "набор джентльмена": "Весна", "День нарождення", "Танцi"… А то, что является нашей аурой, нашими реальными переживаниями, оно все остается в стороне. И тут недавно мы воспользовались ситуацией и все это вывалили, и все это оказалось не нужным нашему слушателю. Они ждали народный блок: "Весну", "День нарождення" и "Танцi". Это все к тому, что в наш быстрый век люди в музыку не вникают, им нужно просто картина - клише. "Спортивки", баян, танцы и поехало. А весь "ледзепелин" и вся философия. которая за этим стоит, остается в стороне…  Мы сейчас ехали по Украине. Ты приезжаешь в город с огромным набором песен и осторожно начинаешь концерт. И в зависимости от реакции вываливаешь либо "ледзепелин", либо баян и "спортивки". И в разных городах получается разная картинка. Мы - зеркало. Какой зритель, такие и мы…Будем вместе думать.

Константин, Москва: Вы как-то отметили, что, пожив во Франции, поняли: самое страшное для француза - если его назовут жлобом, человеком плохого вкуса. Для американца принципиально не быть неудачником. А что выделяют украинцы, что для них важнее всего?

Олег Скрипка: Мне кажется, для украинца самое страшное клеймо - это "запроданец" - человек, продавший свою Родину. "Запроданец" - это отсутствие совести. Так как у нас государственность отсутствует, государственная политика отсутствует, то совесть каждого человека и является государственной политикой. Наша страна держится на индивидуальной ответственности каждого человека. Если ты эту ответственность с себя снимаешь, тогда ты "запроданец".

Елена, журналистка, Киев: В какой стране вы чувствуете себя счастливым?

Олег Скрипка: Есть страны, в которых ты себя чувствуешь гармонично и хорошо. Естественно, я люблю Украину, я себя комфортно чувствую дома. Но приезжаю в Швецию или Японию и чувствую себя там гармонично: люблю их этнику, экологию, традиции… Это все очень важно для жизни.

Антон, студент, Москва: Интересуетесь ли вы политикой?  

Олег Скрипка: Если я даю интервью в России и мне часто задают политические вопросы, то получается, что интересуюсь. А в Украине это абсолютно не модно и не актуально. Там считается дурным вкусом интересоваться политикой, поэтому я в Украине ей не интересуюсь.

Ирина, служащая, Краснодар: Вы такой позитивный и жизнерадостный человек! Как Вам удается в нашей жизни сохранять оптимизм и еще заряжать радостью окружающих Вас людей? Поделитесь секретом!

Олег Скрипка: Чтобы быть оптимистом, надо просто быть оптимистом. В жизни много поводов для пессимизма и для радости: ты просто выбираешь, что тебе интереснее. В принципе, мы все в жизни занимаемся тем, что нам интересно. Я выбираю оптимизм.

Это теория: мир аморфен, в нем существует только то, на чем мы концентрируемся. На самом деле так и есть, только работает не мгновенно. Мир имеет структуру такую: то, чем ты не занимаешься, со временем рассасывается. А те процессы, на которых ты концентрируешься, приобретают более яркие формы, эволюционируют и развиваются.

Римма, "офисный планктон", Москва:  Слушаю "ВВ" с 1996 года. Как вам удается все время жить в таком драйве, кто помогает: друзья, семья, характер?

Олег Скрипка: Как сказал Конфуций, а потом повторил Борис Гребенщиков, человек - это дудочка, в которую дует Бог. Это мелодический ветер, который проходит через тебя. Это и есть драйв, и чем ты более открыт, чем ты больше вибрируешь с этим космическим мелодическим ветром, тем больше у тебя энергии. Но эта энергия тебе не принадлежит, просто ты ее коммуникатор. Тут абсолютно отсутствует эго. Ты резонируешь эту энергию, зал тебе возвращает, ты ее раскачиваешь, отдаешь обратно... Я по образованию радиотехник, я знаю, что такое стоячие волны… Просто не надо быть жмотом: чем большее количество энергии ты пропускаешь через себя, тем больше ты открыт, тем больше у тебя способность звучать.