Федеральная целевая программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года" предусматривает увеличение объема инвестиций в предприятия оборонной промышленности с целью глубокой модернизации. Но для реализации этой программы требуются квалифицированные кадры. Как будут решаться эти вопросы и какие перспективы у отечественного авиапрома, рассказал и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров.
- Что предусматривает федеральная целевая программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года"?
- ФЦП "Развитие ОПК до 2020 года", которая была недавно принята правительством, предусматривает значительный объем инвестиций в предприятия оборонной промышленности. Программа не предусматривает модернизации предприятий, не участвующих в исполнении государственной программы вооружений. Мы понимаем, что сохранить всю эту отрасль просто невозможно, поэтому мы оптимизируем средства.
Для модернизации российских оборонных предприятий предназначено около трех триллионов рублей из федерального бюджета. Однако глубокая модернизация имеющихся предприятий и создание новых производств невозможны без своевременного наполнения отрасли качественным человеческим капиталом.
- Как планируется пополнять оборонно-промышленный комплекс качественными кадрами?
- Мировой опыт показывает, что наличие обладающих современным мышлением высококвалифицированных специалистов фактически определяет возможность инновационного развития отраслей экономики. Минпромторгом России утверждена и реализуется Стратегия создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Мероприятия по развитию кадрового потенциала предусмотрены в рамках ряда федеральных целевых программ и прежде всего ФЦП развития ОПК. В утвержденной правительством 5 марта 2012 года новой программе развития ОПК установлено, что переподготовку и повышение квалификации должны пройти 200 тысяч человек за период 2011 - 2020 гг.
- Какие возможности открываются с внедрением новых элементов интеллектуальных систем на современном транспорте?
- Мы все в последнее время много слышали о спутниковой системе ГЛОНАСС и ее использовании. В рамках научно-исследовательской работы, проведенной в прошлом году, мы пошли немного дальше и совместили ГЛОНАСС с применением радиочастотных меток (RFID). Совмещение данных технологий позволяет не ограничиваться только функциями мониторинга транспорта и возможностью связи в экстренных случаях, но получить полный контроль над функционированием всех видов транспорта и полностью идентифицировать все объекты дорожного движения для их объединения в единую транспортную сеть.
Идентификация всех объектов дорожного движения позволит также получать постоянную оценку состояния участников дорожного движения, что приведет к повышению безопасности и качеству транспортного обслуживания населения во всех областях.
- Транспорт в полном смысле слова - это еще авиация и космос. Считается, что "прорыв" будет именно у отечественного авиапрома. Каковы перспективы развития этой отрасли?
- Сейчас идет заключительная работа по госпрограмме развития авиационной промышленности, и в ближайшее время она будет внесена в правительство в уже согласованном варианте.
Кроме того, в этом году планируется, что завершатся все процедуры по формированию отрасли двигателестроения. Надо отметить, что одной из ключевых задач программы является обеспечение серийности выпуска гражданских самолетов в первую очередь за счет развития отечественного двигателестроения. Что касается следующего года, то здесь мы планируем увеличение выпуска гражданских самолетов до 50 штук. К 2020 году планируем увеличить производительность почти в 10 раз, вернее, в 8,9 раза.
- Сейчас много говорят о необходимости расширять применение композитных материалов в промышленности. Чем обусловлена такая необходимость?
- На самом деле сегодня в основном композитные материалы применяются в авиации и космосе, но эти отрасли являются лишь гранями этого направления. За композитными материалами будущее. Мы должны это направление развивать и в других отраслях, и в первую очередь это топливно-энергетический комплекс, строительство, судостроение. Главное преимущество композитов в том, что материал и конструкция создаются одновременно. На сегодняшний день в этом направлении отрабатываются федеральные целевые программы по ряду НИОКР. В то же время для развития композитных материалов и их более широкого применения необходимо совершенствовать нормативную базу и техническое регулирование.
- Недавно в Казани прошло первое заседание Координационного совета. Какова цель его создания?
- Цель создания - расширение общественного взаимодействия. Координационный совет призван обеспечить эффективное взаимодействие Минпромторга России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мы будем использовать эту площадку для доведения технических наработок и мер государственного регулирования в области промышленной политики и мониторинга их реализации на региональном уровне.