04.04.2012 23:21
    Поделиться

    В Москве появятся дороги с подогревом

    20 км столичных улиц решили подвергнуть оглушительным инновациям.

    В Москве наряду с Новосибирском и Ульяновском могут появиться "дороги в будущее" - с новым покрытием, голографическими пешеходными переходами, остановками с Интернетом и туалетами.

    Без шума и крови

    Проект "Инновационная дорога" - федеральный, но у каждого региона есть свои особенности.

    В Москве предлагается избавить дорожное покрытие от реагентов. Самая смелая идея: положить под асфальт нагревательную сетку. Это покрытие должно служить в 3 - 5 раз дольше обычного, сопротивляться образованию трещин. Такую дорогу надо реже ремонтировать, а значит, станет меньше пробок. На остановках обещаны Интернет, тепловые завесы зимой, сплит-системы летом, бесплатный туалет.

    В столичном департаменте науки и промышленной политики сообщили подробности еще одной новинки: над пешеходной "зеброй" создадут виртуальные стены. Представьте: на светофоре зажигается "красный" - и лазер создает картинку, перед бамперами возникнут голографические фигурки пешеходов.

    Зачем? Зимой "зебру" легко не заметить, а знак "Пешеходный переход" нередко теряется на фоне рекламы, баннеров и указателей. А вот "стену", "пересекающую" шоссе, водитель не сможет не увидеть.

    Комфортный аквариум

    Еще предлагается применять многокомпонентные материалы - композиты. Для безопасности, долговечности и вандалостойкости делать из них крышки дорожных люков, "отбойники" и мачты освещения.

    Другая новинка - интеллектуальная транспортная система на основе спутников ГЛОНАСС и системы радиочастотной навигации под названием RFID. Новизна - в объединении технологий в единую интеллектуальную транспортную систему. Когда оснастим все машины RFID-метками, то угонов станет меньше. На 10% сократится число ДТП (из числа тех, которые совершают водители, лишенные прав), на 5 % - из-за неисправных авто, поскольку не прошедшие ТО машины будут легко опознаны.

    Все вместе, оценочно, это позволит сохранить жизни 2% жертв катастроф. Для сведения: за прошлый год в Москве погибли почти 800 человек, 12 тыс. получили травмы. Цифры по стране: 27,9 тыс. погибших и 251 тыс. изувеченных. Повальное внедрение RFID-технологий приведет к тому, что водители окажутся как в аквариуме: все передвижения будут отслежены. В прошлое уйдут такие вещи, как конфиденциальность, тайные поездки и приватные встречи. Издержки высоких технологий.

    Что, где, когда

    Согласно проекту "Инновационная дорога", на 2012 год намечена разработка нормативов и документов, согласования и экспертизы. Самое интересное начнется в 2013 году, когда пилотные объекты сдадут в эксплуатацию. Ну а в 2014 году - разбор полетов, и если все инновации оправдаются, новшества начнут внедрять повсеместно. Хотя новые технологии на дорогах появятся при любом раскладе. Так, для применения армирующих добавок в асфальт и базальтовых и стеклопластиковых нитей в арматуру дорожных конструкций особой революции в строительстве не надо, технологии отработаны.

    Проект "Инновационная дорога" требуют от каждого региона-участника выделить под эксперимент два участка разных типов автодорог: 10 км региональных и 20 км федеральных. В Москве среди наиболее вероятных кандидатов на "умную дорогу": улицы Покровка и Маросейка, Каширское и Варшавское шоссе, Рязанский проспект.

    а как у них

    В Италии над проектом "Идеальная дорога" работают 28 НИИ. Задача - чтобы перед перекрестком компьютер выбрал приоритеты и выдал на светофор команду по очередности проезда. Но чтобы проект заработал, нужно оснастить сенсорами и датчиками каждую машину, что проблематично.

    В США сотрудники Стэндфордского университета придумали ставить под автодорогами электромагнитные катушки. Если это будет сделано, электромобили смогут подзаряжаться прямо во время езды.

    Необычные остановки общественного транспорта построены в Дубае (с кондиционером), в Антверпене (надувная). В Лондоне остановки оснащены качелями. А жители канадского Ванкувера лежат в гамаках в ожидании автобуса.

    Самые футуристические пешеходные зебры - в Монреале, где художник Питер Гибсон самовольно меняет дизайн дорожной разметки: рисует то минное поле, то "зебру" из патронов - всего свыше 60 вариантов. Работы Гибсона стали достопримечательностью Монреаля.

    Светофоров, которые создают лазерные барьеры с фигурами пешеходов (как это планируется в Москве), пока нет нигде. Но сами светофоры в разных странах нередко отличаются от наших. В Амстердаме, к примеру, на "зеленом" изображают лист марихуаны, на стеклах светофоров британского Кембриджа нарисованы смайлики. Самые безумные светофоры в Копенгагене, Берлине и Мельбурне - там от 9 до 14 сигналов. Местные как-то в них разбираются, чужие впадают в ступор.

    Что на очереди

    Кроме строительства дорог будущего на очереди федеральные пилотные проекты, чье название говорит за себя: "Умный дом", "Современная школа", "Инновационный транспорт" и "Магазин будущего". Москва участвует во всех.

    Поделиться