Сегодня пленум Верховного суда России постановил внести в Госдуму ряд законопроектов, в том числе поправки в Уголовный кодекс, вводящие более конкретные виды мошенничества.
Высшая судебная инстанция предлагает внести в УК еще шесть 159-х статей с отдельными видами мошенничества, например, мошенничество в сфере страхования. Или мошенничество с платежными картами. По замыслу, все это будут отдельные 159-я статьи с маленькой цифиркой вверху. Кто читал УК, тот поймет.
Впервые подобная идея прозвучала в феврале на совещании-семинаре председателей региональных судов. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявил тогда, что в Уголовном кодексе необходимо более подробно прописать в уголовном законодательстве составы различных видов мошенничества. Сейчас, по его словам, действуют во многом еще советские подходы, а времена изменились, экономика, люди и отношения стали другими. Поэтому помимо статьи "мошенничество" стоит ввести такие отдельные составы, как, например, мошенничество в сфере страхования и кредитования, компьютерное мошенничество и мошенничество при капиталовложении. И так далее.
"Это позволит исключить возможные ошибки и злоупотребления в привлечении за мошенничество в сфере экономики, позволит отграничить уголовно-наказуемые деяния от гражданско-правовых отношений", - сказал Вячеслав Лебедев. Судя по всему, какие-то наработки к тому времени в Верховном суде уже были. Законопроект появился достаточно быстро, а предлагаемые статьи как под копирку совпадают с предложениями Вячеслава Лебедева.
Представляя проект, судья Верховного суда России Николай Тимошин особо обратил внимание, что в число отягчающих обстоятельств при мошенничестве вносится лишение человека жилья. Причем, стоимость квадратных метров не играет никакой роли. Даже если это дешевый дом в деревне, выкидывать хозяина на улицу - особо безнравственно. Не говоря о том, что это вопиющее преступление.
По словам правоведов, под эту статью могут попадать строители-аферисты, привлекшие граждан для долевого участия и оставившие их в полном смысле слова на руинах. Вместе со строителями-махинаторами сидеть должны черные риелторы, бандиты, чиновники, обирающие сирот и одиноких стариков. И многие другие.
Естественно, в новые статьи вошли не все виды мошенничества. Ведь еще Остап Бендер знал 400 сравнительно честных, как он говорил, способа заработка. Но для афер, не укладывающихся в предложенные шесть статей, останется старая "классическая" 159 статья, без всякой дополнительной цифирки.
Кстати, всего за мошенничество каждый год осуждают более 25 тысяч человек. По мнению правозащитников - это одна их самых проблемных статей УК. Ведь по ней нередко отправляют за решетку предпринимателей по надуманным обвинениям, ведь при желании признаки мошенничества можно найти в любом бизнесе, особенно, если следователя кто-то хорошо мотивирует. С другой стороны реальные аферисты подчас оставались безнаказанными, потому что вину настоящего мошенника доказать, как правило, трудно. А следователя в таких делах редко кто мотивируют, зато головной боли от таких расследований - масса.
По словам Николая Тимошина, предложенные поправки должны повысить защищенность граждан от настоящих мошенничеств.
Кроме того, пленум Верховного суда России постановил внести в Госдуму законопроект, разрешающий использовать системы видеоконференцсвязи в гражданских процессах. Как ожидается, особенно актуальными видеопроцессы могут стать при рассмотрении апелляционных дел. Ведь вторая инстанция подчас расположена в другом городе, при наших расстояниях и ценах для сторон процесса это может стать проблемой.
Для подключения апелляций к судебному телевидению, предлагается оборудовать аппаратурой 6601 зал судебных заседаний. Цена вопроса - почти 4 миллиона 400 тысяч рублей.