Малярийные паразиты - это очень непростые микроорганизмы, которые передаются от комара к человеку , унося с собой более 600 тысяч людских жизней в год. Инфекция эта не только опасная, но и "умная". Умнее ученых, которые с ней борются. Дело в том, что малярия способна вырабатывать устойчивость к лекарствам, что сводит на нет программы вакцинации от нее.
Появление нового лекарства в конце 20-го века дало медикам новую надежду. Называется оно "артемисинин" и содержит активное вещество лактон сесквитерпена, позаимствованное у кингхаосу, травного препарата традиционной китайской медицины, с помощью которого китайцы лечат малярию уже два тысячелетия.
Однако надежды на то, что артемисинин окончательно решит малярийный вопрос, оказались, судя по всему, преждевременными. С 2008 года больные в Юго-Восточной Азии избавляются от малярийного паразита с меньшей скоростью, чем наблюдалось ранее. Вероятность, что микроб-убийца выработал устойчивость к артемисинину, растет с угрожающей скоростью - несмотря на усилия врачей по всему миру прописывать это лекарство в сочетании с другими препаратами. Как "обыграть" малярию, найдя более эффективные способы борьбы с этой инфекцией? Сразу две статьи, опубликованные в четверг в журналах Science и Lancet посвящены этой проблеме.
Трудноизлечимая малярия ударила по Камбодже
Тим Андерсон из Техасского биомедицинского исследовательского института (США) и его коллеги отмечают в журнале Lancet, что с 2001 по 2010 год среднее время очистки от малярийной инфекции с помощью артемисинина в сочетании с другими препаратами увеличилось с 2,6 до 3,7 часа, причем если на штамм малярии, способный выдержать более 6 часов лечения в 2001 году приходилось 0,6 процента случаев, то в 2010 - целых 20 процентов. В таких "центрах сопротивления малярии" как Камбоджа этот показатель достиг 42 процентов. Исследователи предсказывают, что в течение следующих нескольких лет схожая ситуация будет наблюдаться в некоторых районах Таиланда. Там артемисинин применяют с 1990-х годов.
Ученых насторожил еще один факт. Оказалось, что трудноизлечимая малярия из Таиланда и Камбоджи представлена разными штаммами, а следовательно, инфекцию никто не переносил, она возникла самостоятельно. Это вызывает обеспокоенность, ведь если устойчивая малярия возникнет в Африке, то тогда скорость ее распространения "невероятно увеличится", говорит Иэн Чизман из Техасского биомедицинского института, один из авторов статьи, опубликованной в журнале Science.
Требуются международные усилия по борьбе с болезнью
Так бывало с малярией и раньше. Когда у нее возникла устойчивость к хлорохину, то сперва это произошло на западе Камбоджи, а затем - в других регионах Азии и в Африки. Там паразиты убили миллионы людей. Впрочем, Андерсон не теряет оптимизма: "Мы показали, что низкая скорость очищения от паразита обуславливается его генетическими факторами, а не качеством лекарств, недоеданием и прочими аспектами, связанными с пациентами".
Но Ник Уайт, председатель Международной сети борьбы с малярией и соавтор двух вышеупомянутых статей уже бьет тревогу и, говорит, что нужны "международные усилия", в особенности в Мьянме, где уровень медицины считается самым низким в мире. Начать надо со сбора информации, считает он. "Идет война против малярии. Удивительно, как мало инвестируют средств в сбор информации об этой болезни", - считает Уайт.