Предприниматели Перми смогут бесплатно создать прототипы своих товаров

В Перми создана студия прототипирования. С помощью специальных принтеров и сканеров предпринимателей приглашают бесплатно создавать модели любых объектов - от дворцов до ювелирных колечек и товарных логотипов. Производить продукцию для продвижения товаров предпринимателям станет удобнее, но реализовывать ее по-прежнему негде и некому.

Студия прототипирования и 3D-моделирования Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) создана в рамках краевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае" и обошлась федеральному бюджету в 20 миллионов рублей. На эти средства закуплены восемь сканеров и принтеров, шесть графических станций и еще 12 персональных компьютеров и ноутбуков для дизайнеров.

- Оборудование для студии прототипирования было закуплено несколько лет назад, - рассказывает Эркен Кагаров, художественный руководитель ПЦРД. - Но до сих пор у нас не было помещения, где бы мы могли работать - центр дизайна арендовал четыре комнаты в музее современного искусства PERMM, оборудование стояло в коробках.

Сейчас центр прототипирования обрел собственный адрес, заняв целый этаж в студенческом общежитии на улице Чернышевского. Предполагается, что студия 3D-моделирования будет востребована у предпринимателей, чей бизнес связан со сферой бытовых услуг, торговлей, производством сувениров, инновационной деятельностью и даже с сельским хозяйством и ЖКХ.

- Я большие надежды возлагаю на работу студии, - говорит Константин Пьянков, министр развития предпринимательства и торговли Пермского края. - Это серьезная помощь предпринимателям в развитии бизнеса: архитекторы и дизайнеры, маркетологи и рекламщики смогут с помощью оборудования создавать образцы, макеты своей продукции, что будет содействовать ее сбыту. Например, в Перми есть фабрика - субъект малого предпринимательства, которая изготавливает из глины различные объемные изделия - им важно сделать объемные прототипы…

Министр подчеркнул, что запуск студии 3D-моделирования - это знаковый шаг для края, доказывающий, что поддержка малого бизнеса и стимулирование инноваций - "это не пустые слова, а реальная деятельность правительства".

Представители пермского малого и среднего бизнеса - начинающие, действующие и даже потенциальные - могут воспользоваться услугами центра прототипирования совершенно бесплатно. Для этого нужно направить в центр заявку, которая будет рассмотрена специалистами министерства развития предпринимательства и ПЦРД.

- После рассмотрения заявки с предпринимателем будет заключено соглашение о сотрудничестве, - рассказывает Галина Коняева, руководитель студии прототипирования. - В соглашении будут прописаны индивидуальные условия: предприниматели могут сотрудничать как с дизайнерами ПЦРД, так и с собственными конструкторами.

Однако есть и условия для бизнесменов: заявка должна содержать проект товара народного потребления, планируемого к производству, а экономических эффект от запуска продукта должен быть обоснован. По словам Эркена Кагарова, в студию можно прийти, создать "модель какой-нибудь скульптуры и поставить ее дома - но никакой пользы для края в этом нет". То есть заявки, преследующие подобную личную "пользу", рассматриваться не будут.

Подобные центры прототипирования и 3D-моделирования уже созданы в обеих столицах, в Новосибирске, Красноярске, Уфе, Казани. Некоторые из них предоставляют свои услуги за деньги и, тем не менее, очень востребованы. Поэтому пермский минторг и ПЦРД рассчитывают, что возможность бесплатного создания моделей продукции и полноцветной печати на различных поверхностях - бумаге, сетке, пленке, виниле, ткани - привлечет большое число бизнесменов.

Одним из самых востребованных инструментов может стать 3D-принтер, который за 9-10 часов работы создает цветную объемную модель любого предмета - из гипса. Осваивая оборудование, дизайнеры ПЦРД уже "напечатали" для примера такие гипсовые цветные модели, например, Храма Лотоса в Дели вместе с прилежащим парком и варианты ювелирных украшений. Специалистов в сфере рекламы и дизайна этот принтер уже привлек возможностью создавать в объеме разрабатываемые логотипы торговых марок.

- Мы разрабатываем, к примеру, фирменный стиль компаний, производим сувенирную продукцию, - рассказывает дизайнер Денис Аристов из Ozon group. - Сейчас мы представляем своим клиентам продукцию в виде картинок, но возможность увидеть логотип в реальном размере - ощутить, повертеть в руках - позволит избежать ошибок, учесть нюансы, незаметные на бумаге.

В планах дизайнеров - создать с помощью 3D-принтера и линейку уникальной сувенирной продукции по мотивам одного из их городских проектов - "Красной линии" и "Зеленой линии", которые связывают достопримечательности Перми в один туристический маршрут, ставший очень популярным у школьников. Возможно, скоро в лавках Перми и края появятся разработанные в центре прототипирования ПЦРД сувениры в виде моделей известных пермских памятников и фигурки исторических персонажей.

Однако, предоставив пермскому малому и среднему бизнесу новые возможности для более быстрого и удобного производства продукции, никто - ни сами дизайнеры, ни министерство торговли - не смогли просчитать экономический эффект от запуска студии.

- Экономические показатели устанавливает минэкономразвития. Чтобы их достичь, мы создаем возможности для развития бизнеса, - говорит Константин Пьянков, министр развития предпринимательства и торговли региона. - Эффект нельзя просчитать точно - мы некоторые вещи можем не понимать. Но мы уже понимаем, что есть проблемы - у тех же архитекторов, в создании объемных моделей. Кроме того, мы отталкиваемся от эффективности работы подобных центров в других регионах. Например, в Новосибирске студия прототипирования работает в медицинском кластере - десятками исчисляются ноу-хау, которые созданы с подобным оборудованием.

Экономический эффект невозможно просчитать и оттого, что в Пермском крае не создана устойчивая цепочка, связывающая производителя инновационной продукции с конкретным покупателем. Стимулирование малого бизнеса само по себе еще отнюдь не означает роста производства и, соответственно, увеличения объема отчисляемых налогов. А на это рассчитывало правительство, направляя 20 миллионов рублей на создание современного центра промышленного дизайна. Предприниматели сталкиваются с маркетинговым вакуумом, с отсутствием отлаженной на уровне региона системы продвижения инновационной продукции, в результате потенциальные покупатели остаются в неведении, где, что и как они могли бы купить.

- Мы столкнулись с маркетинговым провалом, - говорит Наиля Аллахвердиева, руководитель направления "Городская среда" ПЦРД. - С созданием студии у предпринимателей появится возможность экспериментировать на первой ступени производства продукции. На нее - мы понимаем - будет потенциальный спрос. Но в крае нет механизмов продвижения товаров - они не заложены в программу "Развития малого и среднего предпримательства". То есть сегодня инвестиции вкладываются в оборудование, в инструменты создания продукции, но не в маркетинг.

Так в ПЦРД разработали восемь брендбуков для территорий края - и оказалось, что они не востребованы потому, что большая часть населения вообще ничего не знает о разработках дизайнеров. А люди готовы были бы покупать…

По словам Наили Аллахвердиевой, еще одна системная проблема в продвижении инновационных товаров на рынок - неготовность самих продавцов поменять ориентацию. Бизнесмены не склонны предлагать покупателям вместо традиционных сувениров - туесков из бересты и оберегов-домовых - предметы современного дизайна.

Открытым остается вопрос и о самом рынке подобных услуг. Возможно, пермский центр прототипирования и 3D-моделирования не будет ограничиваться региональным рынком: едва ли не больше потенциальных заказчиков можно привлечь с федерального и мирового уровня.

Чтобы решить проблему маркетингового провала, ПЦРД намерен, оценив первые результаты работы студии, начать лоббирование в минторге разработки на краевом уровне программы поддержки маркетинга.