В Москве прошла Международная инжиниринговая конференция под названием "Композиты. Технологии. Материалы". Мировые лидеры индустрии композитов поделились с российскими коллегами своим видением технологического развития этого производственного сектора.
Докладчиками на конференции выступили представители ведущих мировых компаний в области композитов из шести стран: Германии, Великобритании, Италии, Голландии, Венгрии, России. Сразу десять немецких компаний представили свои разработки в области создания композиционных материалов. Работа семинара была разбита на две тематические секции: "Сырье, продукты с высокой добавленной стоимостью и технологии производства" и "Технологии производства композитных материалов и их применение".
Сегодня сферы применения углекомпозитов необычайно широки - космос и авиастроение, энергетика, автомобилестроение, судостроение и т.д. Лет 30 назад материал применялся только в авиации и космической отрасли. Причина - дороговизна. Килограмм углеродного волокна стоил от 200 до 400 долларов. Сегодня на рынке есть углеволокно, которое дешевле 20 долларов.
Эксперты рассчитали, если цена на углеволокно будет колебаться в районе 12-15 долларов, и нефть при этом будет дорожать, произойдет массовое вытеснение стали из строительных применений.
Ожидается, что одним из главных драйверов развития композитной отрасли в ближайшие несколько лет станет индустрия строительства. Уже сейчас на рынке востребованы системы внешнего армирования углеродным волокном. Они предназначены для ремонта и усиления несущих конструкций зданий и сооружений любого типа.
Представители крупнейших российских компаний, отмечают, что верят в потенциал российского рынка полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна, даже, несмотря на то, что отечественный рынок развит пока довольно слабо.
В качестве основного сдерживающего фактора, они называют инжиниринг в сфере конечных продуктов из углепластика. Сегодня, по их мнению, необходимо показать возможности композиционных материалов и технологий, которые сейчас присутствуют на рынке.
Как отметил Андрей Малышев, заместитель председателя правления ОАО "РОСНАНО", основная цель - доказать эффективность применения углепластика в самых разных отраслях промышленности, сделать его использование массовым.
Эта цель вполне оправдана, считают эксперты, по сравнению с традиционными конструкционными материалами (алюминием, сталью и др.), композиционные материалы на основе углеродного волокна обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками - прочностью, сопротивлением усталости, модулем упругости, химической и коррозионной стойкостью при существенно меньшей массе.
Эксперты отмечают, что в последнее время мировой рынок углеволокна стремительно растет, прибавляя 20% в год. Прогрессирующий спрос уже создал дефицит на мировом рынке. Цены на углеволокно поползли вверх. Еще в 2010 году, стоимость килограмма углеволокна номиналом 24К составляла 24 евро, а в 2011-м увеличилась до 30 евро за килограмм. Поэтому Россия должна воспользоваться этим шансом для выхода на мировой рынок углеволокна, тканей, препрегов и изделий.
Владислав Ашмарин, начальник управления инновационного развития департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы пообещал, что в ближайшие 4 года деятельность московского правительства будет направлена на создание новых высокотехнологичных производств. Он призвал участников Международной инжиниринговой конференции включиться в процесс создания инновационных компаний.
Представители западных компаний заявили о готовности сотрудничества с российскими компаниями в развитии и производстве тканей на основе углеродного волокна.