Понятное специалистам и загадочное для остальных словечко "размагничивание" на языке корабелов и военных моряков означает одно: тихая жизнь у причала заканчивается. Настал такой час и для авианосца "Викрамадитья".
Ранним утром несколько заводских буксиров, собравшись с силами, отвели исполинский (в сравнении с собой) корабль от причальной стенки "Севмаша", где проводился его ремонт и модернизация в интересах ВМС Индии. Отважно разгоняя своими потертыми бортами колотый лед, они несколько часов подвигали, разворачивали и, без видимых потерь и царапин, установили свежевыкрашенный авианосец в заданной точке у станции размагничивания, курсом - строго на север.
- Размагничивание - обязательная процедура для военного корабля, выходящего в море, - популярно растолковал журналистам ответственный сдатчик этого, как говорят на "Севмаше", заказа Игорь Леонов.
При постройке или ремонте, в результате сварочных и прочих работ, возникают наведенные токи, поэтому корабль нужно размагничивать. Если в самых общих словах - это связано с работой навигационного оборудования и важно для защиты от минно-торпедного оружия, реагирующего на магнитное поле. По словам Леонова, на специальном стенде безобмоточного размагничивания (СБР) сначала делают замеры - в тридцати точках по всей длине корабля на двух курсах.
|
Видео: Александр Емельяненков |
- Сейчас мы стоим курсом на север, - уточнил представитель "Севмаша". - Когда закончим, развернемся на запад. И повторим замеры. Полученные данные будут обработаны, а затем с помощью специальных корабельных устройств проведем размагничивание корабля.
На все манипуляции отводится двадцать дней. Потом корабль вновь подведут к набережной, но пришвартовывать не станут. Начнется другая, обязательная перед отправкой на первые ходовые испытания процедура - кренование. Два портальных крана будут перемещать с одного борта на другой до 360 тонн грузов, проверяя тем самым устойчивость авианосца - ведь ему принимать на свою палубу не только противолодочные вертолеты К-29, вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения КА-31, но и садящиеся на большой скорости МИГ-29К.
Если с размагничиванием и кренованием все закончится без осложнений, загрузив продукты, топливо и прочие необходимые материалы, "Викрамадитья" уйдет в Белое и Баренцево моря на комплексные испытания.
- Но и нынешний этап - тоже выход в море, - считает Игорь Леонов. - Корабль полностью автономен, сам вырабатывает энергию. Котлы работают так, что даже дыма не видно над трубой, прозрачный воздух. Это говорит об их отличной настройке, топливо полностью сжигается, не дымит. Работают все бытовые устройства, гальюны, душевые, камбуз... Вся разница, что берег виден. А в остальном это уже море...
Как уточнили в пресс-службе "Севмаша", на борт загружена провизия на 30 суток, там постоянно находится российский экипаж авианосца и, одновременно, более тысячи заводских специалистов. Они ведут отделку внутренних помещений, наладку оборудования, устраняют выявленные замечания. Работы ведутся круглосуточно - в две смены по двенадцать часов. Перевозку людей с берега на борт и обратно обеспечивают заводские буксиры.
И в экипаже, и в сдаточной команде, по словам Игоря Леонова, уже ведут "обратный отсчет": до начала ходовых испытаний "Викрамадитьи" осталось менее 50 дней.