"Прочти-ка, милый, еще пару строчек!", - так, наверное, обращались авторы опубликованного в пятницу в журнале Science исследования к павиану по прозвищу Дэн, который научился распознавать слова.
"Повторяю, павианы читать не умеют", - комментирует Майкл Платт из Университета Дьюка в Северной Каролине (США), не участвовавший в исследовании, но работавший с его результатами. Однако "выдающееся достижение" группы из нескольких приматов вида Papio papio в том, что они смогли отличать орфографически правильные английские слова из четырех букв от бессмысленного набора буквенных символов. Связать напечатанное слово с его звуковым обликом и вкладываемым в него смыслом им не удалось.
Впрочем, Джонатан Грейнджер и его коллеги из французского Университета Экс-Марсель того от них и не требовали. Ученые тренировали шестерых гвинейских павианов с помощью компьютера, на мониторе которого демонстрировались буквы латинского алфавита. Иногда приматам показывали настоящие слова, а иногда - случайные последовательности букв. Животные, в свою очередь, должны были нажимать на один из двух разноцветных овалов на чувствительном мониторе, в зависимости от того, является набор букв словом или нет. При правильном ответе их поощряли пищей.
"Офис для павианов" представлял собой вольер с девятью кабинками, оборудованными персональными компьютерами. Насильно за "рабочие места" зверей никто не усаживал, уверяют авторы исследования. Напротив, приматы могли свободно перемещаться по территории, подходя к мониторам, когда вздумается. И заинтересовались ведь. Просидев перед компьютерами полтора месяца, павианы заучили десяток слов.
Один из них особенно отличился. Дэну удалось запомнить и узнавать 308 слов. Среди отличников Виолетта - она из океана 7832 буквенных последовательностей способна достоверно узнавать 81 слово. В среднем по группе приматы научились давать правильные ответы с 75-процентной достоверностью. У наиболее способных особей этот показатель достиг 90 процентов.
Ученые отмечают, что большинство высших зверей могут объединять объекты в категории ("деревья", "камни" и т.д.), если их тому целенаправленно учить. Но питомцы Грейнджера пошли еще дальше. Оказалось, что со временем у павианов выработалась способность определять новые, но правильные слова - корректные буквенные последовательности, которые прежде им не демонстрировались. А это уже вполне человеческий навык.
Исследователи предполагают, что мыслительные функции, которые используются детьми при узнавании реально существующих слов, не являются продуктом генетической специализации мозга. Дело в том, что письмо появилось не так уж давно - вероятно, около пяти или шести тысяч лет тому назад, а следовательно чтение полагается на зрительные способности, которые существовали у человека задолго до изобретения письменности. Способности, которые имеются не только у Homo sapiens, но и у наших "меньших братьев". А опыт с павианами показал, что "читать" можно, даже не зная языка. "Исследование показывает, что чтение связано с распознаванием последовательностей символов, а не фонем", - заключает Платт.