Учебники по светской этике и религии вызвали массовые споры

С 1 сентября в школьном расписании появится новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". Но общество до сих пор не договорилось: как должны проходить эти уроки? И не станут ли они противоречить биологии, физике, химии?

Несмотря на постоянные реформы в школьном образовании, никогда прежде не затрагивалась суть предметов. Менялось количество часов, методика преподавания - математика избавилась от тригонометрии, физика приобрела астрономию, природоведение и часть истории плавно перетекли в "Окружающий мир". Но в том, что человек появился в результате эволюции, сомнений не было.

Сейчас же учитель должен сказать, что это не так. И как бы он ни был хорошо подготовлен, новый предмет станет серьезной проверкой для всех нас. Общество разделилось: одни - за, другие - против. Нужны ли такие уроки? Если да, то кто и как их должен вести?

Похожие дискуссии шли еще сто лет назад, когда Закон Божий считался обязательным предметом. Простые учителя в царской России не имели права его преподавать. Хотя были предложения разрешить им это. В спор включался даже писатель Достоевский: "Без сомнения, преподавание Закона Божия в школах не может быть поручено никому другому, кроме священника. Но почему бы не могли даже школьные учителя рассказывать простые рассказы из священной истории?" 1917 год однозначно решил спор в пользу Дарвина и атеистов.

Заметим, никакие школьные предметы в дореволюционной России не вступали в противоречия с Законом Божьим. Двойственное положение занимало лишь естествознание с теорией Дарвина. Но тогда естествознания в начальной школе не было, а сейчас оно начинается уже в первом классе.

И почти половина школьных уроков так или иначе основаны на материалистическом восприятии мира. Как его подвести под религиозную основу?

В США дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор. По информации Ленты.ru, cогласно опросу Gallup, 40% американцев уверены в том, что люди были созданы Богом, 38% - за эволюцию, однако Бог руководил этим процессом. И лишь 16% полагают, что Бог тут ни при чем. Для сравнения: 80 процентов россиян, по данным ВЦИОМ, - за теорию Дарвина в школе.

Тем временем, в американском штате Теннесси только что приняли закон, который разрешает учителям критиковать современные научные понятия и в том числе - теорию эволюции, чтобы обсуждать на уроках сильные и слабые стороны общепринятых положений. Подчеркивается, что закон нельзя использовать для насаждения каких-либо религиозных или антирелигиозных доктрин.

К слову, у нас пока что в этом споре пострадал не Дарвин, а Достоевский: в Москве, например, новый предмет вводится за счет сокращения часов именно на литературу.

Почти 20 процентов учителей, которые с 1 сентября будут преподавать новый предмет, не готовы к этому. Новый курс требует огромных усилий: в нем слились религиоведение, страноведение, мировая культура, философия. И все это надо донести до четвероклашек!

Один учитель должен уметь вести все шесть модулей - от светской этики до буддизма. Но как быть, если сам учитель исповедует определенную религию? В конаковской гимназии N 5 так и вышло: Галина Рыманова - человек верующий. Она ведет природоведение в 5-м классе и основы православной религии в 4-м. А еще преподает мировую художественную литературу в старших классах. Говорит: "Если бы пришлось преподавать основы исламской культуры, попросила бы благословения у батюшки".

- А как уживаются основы религии с природоведением? - спрашиваю.

Рыманова улыбается: "Прекрасно! Объясняю детям, что есть разные теории, можно объяснить происхождение человека с позиций Дарвина, а можно - иначе".

Получается, на "Окружающем мире" первоклашкам рассказывают о том, что человек - потомок первобытных людей, а в 4-м классе вдруг выясняется, что это, мягко говоря, не совсем так. Например, Галина Петровна выходит из этой щекотливой ситуации мастерски. Плохие учебники с тяжеленными формулировками она "спасает" собственными знаниями, артистизмом и тактом.

Вообще, в смысле сочетания науки и религии российские школы пока гораздо демократичнее американских. В США не только разрешили критиковать современную науку, но и в одном из штатов вообще запретили слово "динозавр", так как оно отсылает к эволюции и может задеть чувства верующих.

Большинство родителей сегодня выбирают светскую этику. Родители опасаются крена в религиозное воспитание, но если бы они вникли в программу и учебник светской этики, то вряд ли были бы столь категоричны.

В конаковской гимназии на уроке светской этики очень стараются и ученики, и учитель. Столы сдвинуты вместе. "Так удобнее: дети вместе размышляют, читают, рисуют", - объясняет педагог Елена Габуева. Но как же ей трудно! Тема та же, что и в православной группе - "Моя родина - Россия". Только там на вопрос: "Какие есть традиции?", ученики наперебой кричат про куличи на Пасху, блины на Масленицу и яблоки в Спас... А здесь ребята, поднапрягшись, выдают негусто: "Летом отдыхаем на море. Папа поздравляет 8 Марта..."

Рядом со мной сидит мальчишка, его учебник открыт на главе "Моральный долг". Ему и про семейные-то праздники сказать нечего, а тут надо разбираться в моральных обязанностях гражданина! Еще в учебнике светской этики есть "Государство и мораль", "Мораль защитника Отечества", и самая сложная - "Что значит быть нравственным в наше время"... Кто придумал эти темы?

Кстати, именно учебники по светской этике никто из лучших российских философов так долго не брался писать. Слишком размыты нравственные понятия. Выходит, что учителя будут говорить об этом исходя из своих личных представлений. Кто-то сумеет, а кто-то нет. Нет, книги, конечно, написали. Но один из авторов учебника откровенно признался мне: "Слишком рано детям в таком возрасте вести столь сложные разговоры".

В Конаковском районе большинство школ выбирают один модуль. Два сразу - редкость. Директора такому выбору очень рады. Не надо ломать голову, кто будет вести остальные модули. А, допустим, в Чувашии есть школы, в которых дети выбрали по 3-4 модуля. Где взять педагогов? Как быть, если какой-то модуль выбрал один ученик? Давать ему индивидуальные уроки?

Но главная претензия педагогов - все же не к учебникам, не к заумным программам и не к оргвопросам. А в том, что, по мнению учителей, курс должен объединять. Как это сделать?

- Хотелось бы, чтобы предмет был общим для всех, - говорит и.о. директора конаковской гимназии Светлана Ладыгина. - Можно половину курса сделать единой для всех, а вторую половину уже делить на модули.

В новом предмете есть несколько общих завершающих уроков, но их ничтожно мало. И они должны быть не в конце курса, а в начале. Чтобы идти от общего к частному, а не наоборот.

автора!

Наталья Виноградова, член-корреспондент РАО, автор учебника "Основы духовно-нравственной культуры народов России":

- По новому стандарту в 4 классе будут изучаться не Основы религиозных культур и светской этики, а "Основы духовно-нравственной культуры народов России" - в учебном плане есть новая предметная область. Школы сейчас могут использовать любые учебники из перечня минобрнауки. В него вошли учебники двух видов - рассчитанные на р аботу всего класса и те, что разделены по модулям. К сожалению, в модульных учебниках есть огромные тексты, перегруженные деталями и понятиями. У младших школьников не сформировано историческое мышление, они не изучают географию, историю, не имеют связного представления об истории человечества. Поэтому многие факты и события трудны для восприятия. В итоге дети будут зубрить.

Задачу воспитания толерантности и уважения к людям разной веры лучше решать с помощью интегрированного варианта курса. К примеру, пусть в первом полугодии дети знакомятся с основами светской этики и с особенностями разных религий, а во втором - делятся на группы по выбранному модулю.

семь простых вопросов о сложном предмете

Отвечает Ольга Проскуркина, и.о. директора Центра развития федерально-региональной системы ПК и ПРО:

Хватит ли педагогов школам?

Проскуркина: За годы эксперимента подготовлено более 19 тысяч учителей. До 1 сентября 2012 года обучим еще свыше 25 тысяч.

Сколько модулей может вести один учитель?

Проскуркина: Учитель должен быть готов к преподаванию любого из 6 модулей, но в некоторых регионах упор в подготовке учителей делают на конкретные, аргументируя это выбором родителей.

Сколько учебников написано по новому предмету?

Проскуркина: В федеральный перечень учебников включены 20 учебных пособий. По каким учить - определяют школа и учитель.

Есть ли один общий учебник по всем модулям?

Проскуркина: По курсу ОРКСЭ нет.

Будут ли меняться учебники?

Проскуркина: Некоторые формулировки стоит упростить. Учебники надо дополнить методическими рекомендациями для учителя и рабочими тетрадями для учеников. К 1 сентября новый комплект будет готов.

Что изменится в подготовке учителей?

Проскуркина: В планах минобрнауки разработка экспериментальной образовательной программы бакалавриата по преподаванию нового курса.

Сколько педагогов не выдержали экзамен после обучающих?

Проскуркина: В 2010 году при подготовке 1000 тьюторов итоговую аттестацию не прошли 12%.