Музыкальная гармония, можно сказать, вшита в азербайджанскую культурную матрицу. Наиболее отчетливо это свойство проявилось в результате синтеза традиционного мугама с европейской классической школой музыки. В течение XX века в Азербайджане выросла целая плеяда композиторов и певцов, многие из которых получили всемирную славу: Узеир Гаджибеков, Кара Караев и Фикрет Амиров; певцы советской и российской эстрады БюльБюль, Рашид Бейбутов и Муслим Магомаев. Редкая страна может похвастать таким количеством национальных талантов в области музыки. Своеобразным мостиком от традиционной музыки к современной для азербайджанцев стал джаз. Как пишут культурологи, если внимательно всмотреться в написание слова АЗЕРБАЙДЖАН, то в нем найдутся все буквы, из которых можно составить слово ДЖАЗ. А если вы вслушаетесь в азербайджанскую музыку, то услышите в ней все, что так роднит ее с американским джазом: яркие мелодии, терпкие гармонии, зажигательные ритмы и, конечно же, тот свободный импровизационный дух, который является душой и сутью мугамного искусства. Поэтому в Азербайджане джаз стал национальным явлением, а в 60--70-х годах в композициях виртуозного пианиста и композитора Вагифа Мустафазаде возник удивительный сплав западной традиции с древней культурой мугама, который получил впоследствии свое определение в истории мирового джаза, как "мугам-джаз". Все это перечислено здесь потому, что стало слагаемым современного успеха азербайджанцев на многих музыкальных конкурсах - от "Евровидения" до академической музыки.
Что такое "Евровидение" для Азербайджана? Это - прежде всего чувство национального успеха. Способность победить в таком противоречивом феномене поп-медийной культуры как "Евровидение", дает ощущение того, что страна идет в ногу с современной западной культурой. Кроме того, для азербайджанцев это важно в аспекте бренда своей музыкальной культуры.
Поп-культура "Евровидения", конечно, далека от классических форм, но успех в этом виде привлекает внимание ко всей музыкальной культуре народа. Защита национальных брендов и их международное продвижение стимулируют выход и других национальных форм искусства на более широкий международный уровень.
Другой план этой победы - социально-экономический. Проведение конкурса в Баку предполагает большие коммерческие прибыли в туристической отрасли, стимулирует развитие транспортной инфраструктуры, меняет облик столицы. Баку справился с этой задачей, радикально подняв инфраструктуру услуг туризма. За год успели многое: расширили потенциал отелей, оптимизировали транспортную систему, создали информационные маршрутные системы на английском языке. Одним словом, конкурс европесни превратился в поп-медийный механизм международной конкуренции, не теряя при этом притягательной силы. Лидеры стран - участников не только поздравляют своих соотечественников с победой на "Евровидение", но и принимают поздравления от других президентов, что говорит о включенности высшей элиты в этот процесс. В мае 2011 года Светлана Медведева поздравила на встрече в Кремле Мехрибан Алиеву, та, в свою очередь, поблагодарила Россию за 12 баллов, поставленные их дуэту. За прошедший год тысячи азербайджанцев в Сети, десятки неправительственных организаций пригласили к себе в страну друзей со всего мира.
Так формируется престиж страны в области массовой культуры, который, в свою очередь, опосредованно влияет на международное политическое восприятие Азербайджана элитами разных стран.