Создание в нынешнем году системы дорожных фондов поможет улучшить состояние дорожного хозяйства страны, считает заместитель министра транспорта Олег Белозеров. Напомним, что в свое время такие фонды уже существовали, но в 2000 году были отменены. И результаты не заставили себя ждать. Федеральные расходы на содержание дорожного хозяйства упали с 1,6% от ВВП до 0,7%. А в регионах этот показатель оказался еще хуже: 0,6%. В итоге по всей России в год ремонтировалось в лучшем случае 3500 км автодорог и строилось новых 300-400 км при потребности 7500 и 6700 км соответственно.
Десять лет, с 2001-го по прошлый год, дорожное хозяйство финансировалось по остаточному принципу. Скажем, в ФЦП модернизации транспортной системы РФ до 2010 года на 2004-й устанавливался объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета в сумме 122,5 млрд руб., на 2005-й - 162,3 млрд. Фактически же выделили 87,4 и 111,4 млрд соответственно. То есть 71 и 69% от запланированного. И общие ежегодные расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство за эти 10 лет были ниже, чем в 2000 году, хотя доходная часть казны постоянно росла, равно как и количество автотранспорта на магистралях...
Это привело к деградации дорожной сети. По данным прошлого года, 61,1% общей протяженности федеральных трасс не соответствует нормативным требованиям, 26,6% работает с загрузкой, превышающей допустимую (в том числе на 8000 км нагрузка оказалась в полтора раза больше нормы), 11,7% мостов находятся в удручающем состоянии .
И вот дорожники вернулись к хорошо забытому старому. Федеральный фонд был создан в мае прошлого года, однако полноценно начал функционировать только в нынешнем. С января 2012-го образованы и региональные фонды. Основными источниками их формирования определены целевые налоги: акцизы на топливо и транспортный налог. Кроме того, туда будут поступать средства из иных источников, связанных с дорожной деятельностью, например, плата за проезд по некоторым магистралям. Для федерального фонда устновлено 14 таких источников, для региональных 32. Законодательно закреплено, что невостребованные в отчетном году средства фондов обязательно перетекут на следующий год.
Хотя такое случится вряд ли, поскольку и сейчас дорожное хозяйство испытывает явное недофинансирование. По словам генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, в 2011 году на строительство и ремонт региональной дорожной сети было брошено 206 млрд руб. В нынешнем, благодаря притоку акцизов на топливо и транспортного налога, эта сумма выросла до 344 млрд. При потребности отрасли 1 трлн руб. Так что на следующий год вряд ли получится, что перенести...
Примером страны, успешно создавшей дорожный фонд второго поколения (то есть защищенного не только бюджетной строкой, но и доходами от налогов и сборов, уплачиваемых потребителями услуг дорожного хозяйства), является Новая Зеландия. Там пользователи магистралей финансируют национальную систему наземного транспорта через акциз на бензин, сборы с потребителей солярки и владельцев тяжеловесных автомобилей и сборы за выдачу номерных знаков и регистрацию автомобилей. Эти средства перечисляются в Национальный фонд наземного транспорта (NLTF) и далее инвестируются в содержание и совершенствование инфраструктуры и услуг. Помимо этого в национальный фонд поступают прямые платежи из государственной казны, органов местного самоуправления и других, подчас для нас совершенно парадоксальных источников. Например, взносы застройщиков территорий, куда требуется новую дорогу проложить или старую реконструировать.
Но, согласитесь, за рубежом принцип "пользователь платит" (Higway users pay their way) любой гражданин впитывает с молоком матери. Мы же ждем, что нам хорошие дороги государство преподнесет на блюдечке с голубой каемочкой.
А пока от дорожных неприятностей автомобилистов могут спасти собственная реакция и надежность автомобиля. Залог последнего: своевременная диагностика и безупречное качество систем безопасности. Скажем, Volkswagen до 15 мая проводит акцию "Безопасность+", в рамках которой владельцы авто этой марки могут отправить своих "ласточек" на бесплатную диагностику всех узлов ходовой части у официальных дилеров компании. И тогда есть надежда, что машина успеет затормозить перед очередной рытвиной, а если и угодит туда колесом, то сильно не пострадает.