Отставка губернатора Пермского края стала ожидаемой и в то же время неожиданной. Еще накануне несколько информационных агентств намекали на то, что на самом деле глава Прикамья ни в какую отставку не собирается и будет баллотироваться на должность губернатора, как только Совет Федерации и президент РФ одобрят соответствующий федеральный закон о выборах.
Буквально за неделю до отставки Чиркунова в Перми завершился Пермский форум, на котором губернатор произнес заключительное слово. "Думаю, что на следующих форумах мы будем только один день обсуждать федеральную повестку. И два дня - обсуждать проблемы регионов", - заявил Чиркунов. И многие подумали, что глава региона думает о будущем и передумал стремиться в отставку. И рассчитал для себя новую политическую комбинацию. Но прошла неделя, и оказалось - о своем уходе говорил искренне.
Пермский край при Чиркунове перестал фигурировать в лентах федеральных новостей как промышленный регион, где более всего развиты авиакосмическая отрасль, нефтедобыча и производство минеральных удобрений. Все чаще и чаще о нем слышали либо как о самопровозглашенной культурной столице - и не только России, но и Европы, и о месте, где проводится масса традиционных и откровенно провокативных фестивалей. Каждый год в федеральную новостную ленту попадала информация о выставках в музее современного искусства PERMM - "Русское бедное", последних "Родина", "Государство". Не менее эпатировали публику открываемые в Перми арт-объекты - типа бетонной скамейки "Власть", красных человечков, обгрызенного яблока или "Icon Man".
У местной культурной общественности поддержка региональной властью этих художественных решений вызвала порой раздражение. Союз художников, профсоюз образования и другие общественные структуры провели не один митинг против "культурной политики Чиркунова". Но факт остается фактом: с помощью этой самой политики регион смог привлечь к себе внимание не только соседей, но и федерального центра. Другое дело - внимание с позитивным или негативным оттенком. Однозначно, журналисты, приезжающие в Пермь для написания статей о пермском культурном феномене, первым делом отправлялись на фотоссесию к местным культурным объектам, и при этом командировочные были уверены: наберем здесь кадров. И они были правы.
Но все это - на фоне крайне противоречивой фигуры самого губернатора. С одной стороны слывущего либералом, особенно у приезжих ученых и экспертов. С другой - заслужившего славу могильщика промышленной мощи региона: ведь на протяжении всего губернаторства программа социально-экономического развития региона, сколько ни говорила о ней местная оппозиция, так и не разработана. Она обещается новым премьер-министром Антоновым только к осени. А сам Чиркунов ни раз говорил, что не понимает особого смысла в такой программе: ведь все равно необходимо вольно или невольно подчиняться конъюнктуре рынка. И какая разница, что написать в документах.
И пока промышленные предприятия самостоятельно определяли вектор своего развития, правительство занималось вещами весьма отвлеченными. Так, осенью 2011 года было объявлено о переформатировании рабочих кабинетов всех чиновников аппарата правительства и губернатора. Ради этого в приемной губернатора снесли старые деревянные двери и объявили конкурс по изготовлению новых стеклянных перегородок для формата Open Space - чтоб все чиновничьи поползновения было видно. Но потом сами чиновники признали, что работать в открытом формате им неудобно и непривычно.
Единственной внятной концепцией стала программа губернатора "Мода на мозги", помогающая удерживать в регионе выпускников школ - 11-классников. Поступающим в местные вузы с результатом ЕГЭ более 225 баллов начали выплачивать стипендию губернатора 5000 рублей. Ввели доплаты кандидатам и докторам наук. Создали конкурс международных инновационных групп, в которые входят пермские и иностранные профессора. Вместе они пытаются разработать коммерчески реализуемые научные разработки, но этот путь займет еще много лет.
На недавнем Пермском форуме на последнем пленарном заседании залу был задан вопрос для голосования: "Сохранит ли Пермский край свой культурный тренд после отставки губернатора?" 51 процент опрошенных ответили, что сохранит. И это очень мало для региона, где, казалось бы, после восьми лет "культурной революции", по крайней мере, политиэлита должны была быть уверена в том, что культурный локомотив уже не остановить. Неужели арт-паровоз Гельмана-Мильграма притормозят?
- Отставка Олега Чиркунова была ожидаема. Ведь о ней сам много раз говорил, - говорит экс-министр культуры Пермского края, а ныне руководитель проекта "Культурный альянс" Николай Новичков. - Главной заслугой Чиркунова я считаю выбранную регионом линию и стратегию развития, в то время как другие области предпочитали плыть по течению. А у нас сформирована конкретная политика - это европейский выбор Перми. Последний фестиваль "Белые ночи в Перми-2011" показал, что 80 процентов пермяков хотят продолжения выбранной культурной повестки. И продолжится ли культурный тренд региона, зависит только от самих пермяков.
С чем столкнется новый и.о. губернатора? Пермскому краю пока так и не удалось выйти на докризисный уровень инвестиций. В 2011 году Пермский край привлек 133 миллиарда рублей, в то время как в докризисном 2008 году этот показатель достигал суммы 153 миллиарда. Не помогло даже называемое заслугой губернатора снижение налога на прибыль предприятия, которое составляет в Прикамье 15,5 процента, что на 4,5 процента меньше, чем по всей России.
Все технологические и инженерные проекты, реализованные в Прикамье в последние годы и входящие в так называемые "Семь важных дел", можно критиковать и критиковать. Чего стоит штурм со сдачей в эксплуатацию федерального перинатального центра и центра сердечно-сосудистой хирургии, ввод которых в эксплуатацию запоздал больше чем на год. Или взять хотя бы федеральную дорогу Пермь-Екатеринбург, за активную реконструкцию и расширение которой Прикамье взялось только в последние два года. Достаточно преодолеть 160 километров и въехать на абсолютно гладкую дорогу Свердловской области: становится понятно, что причина бездорожья - совсем не в хроническом дефиците средств, а в лоббистских и организаторских возможностях регионов. Иначе как объяснить, что "зеркало-дорога" свердловчан сменяется стиральной пермской доской.
Олег Чиркунов в своем прощальном послании в блоге отмечает, что, возможно, самым большим его просчетом стало неумение прислушиваться к мнению общественности.
- Для процессов реформирования, возможно, иначе и нельзя, - подчеркивает Чиркунов в своем прощальном слове. - Сложно проводить важную, но болезненную реформу, следуя всем пожеланиям. Но для масштабных процессов созидания важна общественная поддержка.
Возможно, что, заручившись широкой общественной поддержкой, опирающейся на представительные дискуссии и обсуждение новой культурной политики в стане оппонентов, сегодня Чиркунов и не оказался бы на границе выжженного политического поля. За границами которого - не на кого опираться. Хотя принципиальная и честная позиция губернатора не может не вызывать уважения: он попытался наладить управление Пермским краем по принципу прогрессивной западной корпорации, где некие задаваемые менеджментом эталоны управления являются обязательными для всех подчиненных. Но вся беда в том, что эти эталоны, во-первых, так и не удалось донести до большинства пермяков, а, во-вторых, слишком далеки они от реальной жизни и реальной экономики.
Уралец Виктор Басаргин приезжал в Пермский край совсем недавно: в ноябре 2011 года он провел в Перми ряд совещаний, посвященных реформированию ЖКХ и защите прав обманутых дольщиков. И, кстати, отметил положительный опыт региона в решении проблем обманутых инвесторов строительства, подразумевающий выкуп собственниками земельного участка и недостроенного объекта недвижимости и последующее возведение ими заброшенного объекта. Но никто не ожидал, что вскоре, спустя четыре месяца, Басаргин будет назначен исполняющим обязанности губернатора Пермского края.
Справка "РГ"
Виктор Федорович Басаргин родился 3 августа 1957 года в Асбесте Свердловской области. В 1976 г. окончил Асбестовский горный техникум, в 1984 г . - Свердловский Горный институт им. В.В. Вахрушева, в 1991 г. - Уральский социально-политический институт. Имеет квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами (ФКЦБ России, 1998), сертификаты риэлтера (минимущества РФ, 1999), арбитражного управляющего (ФСФО России, 1999). Кандидат экономических наук. Трудовой путь начал в 1976 г. помощником машиниста экскаватора, затем взрывник, старший инженер лаборатории, инженер-технолог комбината Ураласбест. В 1983-85 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ Центрального рудоуправления комбината Ураласбест, с 1985 - первый секретарь Асбестовского ГК ВЛКСМ, с 1987 - секретарь Свердловского ОК ВЛКСМ. В 1992-94 - нач. отдела - зам. председателя Фонда имущества Свердловской области. С 1994 - первый зам. председателя Свердловского областного комитета по управлению госимуществом, с 1996 - председатель ГУ Фонд имущества Свердловской области. В 2000-01 - начальник управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО. С 2001-2008 заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО. С октября 2008 - министр регионального развития РФ.