Каннский международный кинофестиваль еще не начался, а традиционные каннские скандалы уже стартовали.
Для затравки взбунтовались французские феминистки из группы La Barbe ("Борода"). В статье, напечатанной в парижской Le Monde, они заклеймили позором предстоящий фестиваль за то, что среди 22 режиссеров-участников его главного конкурса не оказалось ни одной женщины. Даже в побочной программе "Особый взгляд" женщин всего две, обе француженки.
Подход, если посмотреть непредвзято, весьма странный: искусство делится по признаку не пола, а таланта. Наверное, можно много размышлять о причинах, отчего практически нет женщин во всей истории, например, живописи. И почему в мировом кино женщинам все еще не удалось блеснуть обилием великих творческих достижений. То, что Джейн Кэмпион так и остается единственной женщиной, завоевавшей в Канне Золотую пальмовую ветвь, трудно отнести к последствиям сегрегации; напротив, ее фильму "Пианино" была дана тогда столь очевидная фора явно из-за соблазна польстить прекрасному полу.
В принципе Каннский фестиваль всегда был более чем внимателен к представителям лучшей части человечества: актрисы всегда были его лучшим украшением, а парад туалетов на красной дорожке - едва ли не главным аттракционом. В прошлом году в главный конкурс были включены четыре фильма, снятых женщинами, но они прошли без успеха вовсе не из соображений уязвить прекрасный пол.
Эскапада французских феминисток уязвляет прежде всего их самих - делает очевидными их комплексы, их претензии без труда выловить рыбку из пруда. Но учтивый принцип Ladies first в искусстве не действует. Ответ на скандальную эскападу "Бороды" может быть только один: снимите хорошие фильмы - будет вам и белка, будет и свисток.