Сеголен Руаяль: За десятки лет в политике Олланд ничем не отличился

Третьим лицом французской республики может стать Сеголен Руаяль - бывшая спутница избранного президента Франсуа Олланда, которая сама чуть не возглавила Францию пять лет назад. Тогда он был настолько "бледным" лидером социалистов, что уступил право сразиться с Николя Саркози своей даме. Впрочем, тогда их союз уже трещал по швам.

Действительно, причудливо тасуется колода. Было время, когда в этом семейно-политическом пасьянсе Олланда иронично называли "месье Руаяль" и предрекали ему место скромного чиновника в тени своей "королевы" (ее часто так называют из-за красноречивой фамилии). Но времена изменились - взошла счастливая звезда Франсуа, да и звезда Сеголен еще, как видно, не закатилась.

Никакой семейственности - гордо говорит Руаяль. Ну что из того, что ее "бывший" стал президентом Франции! Даже на инаугурацию решено было не приглашать их общих детей - за тридцать лет совместной жизни они родили двоих сыновей и двух дочерей. Правда, в официальный брак так и не вступили (вместо этого заключили что-то вроде брачного контракта - "гражданский пакт солидарности"). То ли он оказался убежденным холостяком, то ли она - неисправимой эмансипе. Знающие Руаяль говорят, что все тянется из детства.

Мари-Сеголен родом из Сенегала. Она была четвертой из восьми детей в семье офицера артиллерии Жака Руаяля, который исповедовал весьма патриархальные взгляды на жизнь. Он искренне считал, что девушки должны заниматься домашним хозяйством, а не всякими глупостями вроде учебы и работы. Вопреки отцу семейства и на удивление окружающим, Руаяль поступила в Институт политических наук в Париже. А в возрасте 19 лет подала на отца в суд за то, что тот не хотел давать развод ее матери и платить алименты. Кстати, спустя десять лет дочь все-таки выиграла это дело - незадолго до того, как Жак Руаяль умер от рака в 1981 году. Жесткость, даже по отношению к самым близким, у нее в крови - что и говорить, нужное качество для политика.

А политиком Сеголен решила стать еще в очень юном возрасте. Судя по всему, для нее это была форма протеста - прежде всего, личного. Бунт против "сексизма".

Но не только. На ее выпускные экзамены пришлась студенческая революция 1968-го. Этот исторический момент решил ее судьбу. Хотя эксперты говорят, что выбор "левого пути" был все-таки делом не столько убеждений, столько случая и конъюнктуры. В Национальной школе администрации - кузнице высших управленческих кадров - Руаяль познакомилась со своим спутником Олландом.

Вместе они вступили в ряды социалистов. С тех пор французы спорят - то ли благодаря опыту и наставлениям Франсуа она со временем вышла в "Мадам Кандидат", то ли, напротив, без Сеголен он бы остался политическим "нулем".

Сама Руаяль недавно намекнула, что за десятки лет в политике Олланд ничем не отличился. Зато она вошла в историю как первая женщина, которая баллотировалась в президенты от социалистов. Хотя и не победила.

Для многих ее поражение в 2007-м стало сюрпризом - ведь еще за год до выборов рейтинги популярности Руаяль зашкаливали. И даже свои недостатки, включая безграничный популизм, она умела обратить себе на пользу. Ее экстравагантные прожекты - наподобие учреждения "шестой республики" - вполне сходили за новаторство. А однажды Руаяль "подарила независимость" корсиканцам - в телефонном разговоре с псевдопремьер-министром Квебека, за которого выдал себя французский комик. На голубом глазу она сообщила, что "французы были бы не против" отделения Корсики.

Но даже несмотря на подобные "ляпы", Руаяль считали опытным и серьезным игроком. Ее карьера пошла стремительно вверх в 1982 году, когда скромную служащую административного суда взял в команду влиятельный советник президента Франсуа Миттерана Жак Аталли. Целых семь лет она работала советником главы государства, в конце восьмидесятых первый раз была избрана в Национальное собрание (нижнюю палату парламента), а в 1992 году вошла в правительство, сменив несколько министерских портфелей. А еще она смогла выиграть региональные выборы в регионе Пуату-Шарант, обойдя тогдашнего премьера Жан-Пьера Раффарена.

Несколько лет назад в рядах соцпартии ходила злая шутка, что единственный недостаток Руаяль - это ее гражданский супруг Франсуа. И вот теперь именно ему, вроде бы совсем нехаризматичному Олланду, удалось взобраться на самую вершину политического олимпа Франции. Недавно она заявила, что поборется за пост председателя нижней палаты французского парламента. Кто знает - как лягут карты для Сеголен. Во всяком случае, сбрасывать ее со счетов еще рано, потому что эти счета еще не закрыты - в этом, по крайней мере, убеждена она сама.