Хоперский и Окский заповедники вошли в число победителей на конкурсе малых грантов (до 500 тысяч рублей) за проекты по охране редких и особо ценных видов животных, обитающих в пресных водоемах. При поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF России) ученые из Воронежской и Рязанской областей попытаются помочь сохранить популяцию выхухоли.
- Мы отбирали проекты, направленные не просто на научные изыскания, а на реальное улучшение жизни тех животных, которые находятся в критическом состоянии. Например, на создание гнездовий для редких хищных птиц или спасение таких птиц от гибели на линиях электропередачи, - пояснил координатор программы по сохранению биологического разнообразия WWF России Владимир Кревер.
Для Хоперского и Окского заповедников русская выхухоль - один из главных объектов охраны. В Рязанской области деньги гранта потратят на создание озер, пригодных для зимовки реликтового животного при любых гидроклиматических условиях. В восстановленные водоемы завезут зверьков - такой опыт у местных ученых уже есть: 60 переселенцев из охранной зоны в начале 2000-х прижилось в заповеднике "Брянский лес" и национальном парке "Орловское полесье".
- Путем такой реакклиматизации популяцию выхухоли, я полагаю, все еще возможно восстановить, если убрать браконьерские сети и сохранить нетронутыми естественные очаги обитания, - отметил Владимир Кревер.
В пойме Хопра будут изучать среду обитания русской выхухоли, чтобы понять, почему именно здесь она так стремительно вымирает.
- Раньше главную причину видели в избыточном промысле - зверюга наша пушная, да и секрет, вырабатываемый ее мускусными железами, использовался для производства духов. Но с 1960-х годов добыча выхухоли запрещена, а роста поголовья не произошло. Следовательно, что-то другое мешает им жить, - пояснила старший научный сотрудник Хоперского природного заповедника Наталья Марченко.
По ее словам, в 1990-е годы естественное падение численности выхухоли (популяция живет определенными циклами) совпало с разгулом браконьерства. Люди понаставили китайских лесочных сетей, которые не гниют и до сих пор представляют угрозу, глушили рыбу электрошокером, оставляя за собой мертвые водоемы. Из Подмосковья по всей стране распространилась рыбка-"сорняк" - ротан, она лишает выхухоль корма.
- По всей видимости, зверушка чувствительна и к загрязнению среды отходами. А у нас кроме своего мусора есть еще тамбовские сахарные заводы, чьи стоки выливаются в Хопер, - говорит Наталья Марченко. - Пробы воды берутся только в пределах Борисоглебска, который выше нас по течению. У заповедника просто нет ни сил, ни средств на то, чтобы все параметры контролировать. Но теперь мы купили специальный прибор, который комплексно исследует пробы и автоматически запоминает результаты. У озер развесим камеры видеонаблюдения, чтобы не только получить снимки выхухоли, но и увидеть наконец, сколько народу нелегально в заповедник проникает. Инспекторов лесоохраны мало, всех браконьеров и гуляющих им не поймать.
Детально разобравшись, в какой обстановке обитает зверек, воронежские ученые предложат меры по сохранению популяции. Ведь реликтовый зверь до крайности привередлив. Жить согласен только в поймах, которых из-за хозяйственной деятельности человека все меньше. Любое выбивающееся из нормы изменение уровня воды представляет для выхухоли смертельную угрозу (вот почему биологи категорически против разработки никелевых месторождений близ Хоперского заповедника). Пару себе самка выхухоли подбирает по неведомым критериям - сколько ни устраивали ученые "смотрины" кандидатов, в неволе ни одной семьи создать не удалось.
Между тем миллионы лет назад этот зверек селился по всей нынешней Европе, сегодня же водится только в России и Казахстане и бывает замечена в некоторых государствах бывшего Союза. По оценкам специалистов, всего уцелело не более четырех тысяч особей, и везде поголовье неуклонно сокращается. В Хоперском заповеднике насчитывают порядка 50 таких животных, в Окском - около ста. Скорее всего, в охраняемых зонах выхухолей больше, но наблюдать за ними очень сложно.
- На сушу почти не выходят, троп не прокладывают, летом в мутной воде ничего не разглядишь, метку крепить некуда - ушей нет, хвост слишком чувствительный. Считать можно разве что по норам (которых у одной особи бывает несколько), к которым подо льдом ведут дорожки из пузырьков воздуха, - рассказала Наталья Марченко.