Чтобы напугать дошкольника, нужен ударный боекомплект из Бабы-Яги, Бабайки, Милиционера и тарелки с недоеденной кашей. С годами броня слабеет: дрожь в коленках и туман в голове старшекласснику с легкостью обеспечивает один-единственный ЕГЭ - без бабушки, избушки и курьих ножек.
Май-июнь - самое нервное время для выпускников и их родителей: ЕГЭ - это не страшные сказки, а суровая реальность. Социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) решили в очередной раз выяснить, как россияне оценивают эффективность этой формы экзамена и как к нему относятся в общем и целом.
Ну что тут сказать… Не любят ЕГЭ россияне. Ставят ему коллективный "незачет". Негативных отзывов о нем в опросных листах оказалось втрое больше, чем позитивных. Правда, те, кто сам проходил через процедуру сдачи ЕГЭ или знает о нем со слов своих детей или близких, настроены более оптимистично и говорят, что такой экзамен все-таки облегчает процесс поступления в вузы, так как позволяет лучше, объективнее оценить знания абитуриентов.
Впервые с вопросами о ЕГЭ социологи обратились к гражданам России в 2005 году. 7 лет назад знали о нем лишь 48%, "что-то слышали" 28%, а каждый пятый (21%) узнал о ЕГЭ непосредственно от социологов. Сейчас люди в вопросах ЕГЭ осведомлены хорошо. 78% о нем знают, 16% хотя бы слышали, а в неведении остаются максимум четверо из ста опрошенных.
Семь лет назад голоса одобрявших систему ЕГЭ, не одобрявших и затруднявшихся ответить делились примерно поровну: 22, 29 и 25% соответственно. Сейчас мнение куда более четкое. Больше половины (56%) ЕГЭ не одобряет, за него высказываются лишь 17%. Остальные (22%) как колебались, так и колеблются.
В этом году ЕГЭ в школах только начались, поэтому социологи задавали свои вопросы достаточно обтекаемо. Год назад, после череды скандалов, когда на сдаче экзамена за школьников попались студенты, они "по прецеденту" спрашивали граждан о том, помогает ли система ЕГЭ бороться с коррупцией при поступлении в вузы.
Тогда лишь каждый десятый опрошенный считал, что нужно наказывать самих студентов, решающих тесты за школьников. Большая часть россиян была уверена: нести ответственность в таких случаях должна администрация школы. Вторым по популярности было утверждение, что строгие меры следует принимать в отношении идеологов госэкзамена - чиновников из Минобрнауки.
Лишь каждый двадцатый считает, что введение ЕГЭ привело к снижению коррупции в образовательной сфере. Большая часть опрошенных уверена как раз в обратном.
Тот самый случай, когда в качестве вывода напрашивается дежурная фраза: время покажет. Ничто другое, в том числе и социология, точных прогнозов относительно судьбы ЕГЭ не дает.
ОПРОС "РГ"