Одной из главных помех развитию такого нефтяного края, как Татарстан, нередко называют "сырьевую экономику". Президент РТ Рустам Минниханов с этим категорически не согласен. Почему? Об этом он рассказал в интервью "Российской газете".
Рустам Нургалиевич, Россия держава сырьевая. Многие экономисты считают это злом...
Рустам Минниханов: Почему злом? Это главное конкурентное преимущество России, и в частности Татарстана. Нефтедобыча была, есть и будет локомотивом нашей экономики. От работы нефтегазовой отрасли зависит благосостояние страны. Нефтедобыча - основной источник пополнения республиканского бюджета, инвестиции в проекты, гарантированные поставки сырья для нефтепереработки и нефтехимии. Одна только "Татнефть" обеспечивает 27 процентов добавленной стоимости республики и 30 процентов поступлений от совокупного налога на прибыль в республиканский бюджет.
Почему в кризисные годы мы сумели сохранить предприятия машиностроения, строительный комплекс? Во многом благодаря заказам нефтяников. Предприятия нефтегазохимического комплекса наиболее динамично развиваются в промышленном комплексе республики. Активнее они и в инвестиционном плане. В общем объеме отгруженных товаров собственного производства по республике их продукция имеет наибольший удельный вес.
В результате последовательно реализуемой стратегии снижения сырьевой ориентированности, создания инновационной диверсифицированной экономики с 2000 года доля продукции нефтяной промышленности сократилась с 41 до 28 процентов. Доля продукции предприятий нефтепереработки увеличилась с 19,6 до 31,5 процента.
В 2011 году мы перешли порог в 1,3 триллиона рублей, заработав их на промышленной продукции. Считаем, что этого недостаточно для тех планов, которые мы ставим перед собой. Поэтому наша программа социально-экономического развития разработана с учетом того, чтобы к 2016 году выйти на объем валового регионального продукта в 2 триллиона рублей. Перспективы развития якорных предприятий - "Татнефти", "ТАИФ-НК", "Нижнекамскнефтехима", "Казаньоргсинтеза" - говорят о том, что это реально. Уже сейчас нефтегазохимический комплекс дает нам более 60 процентов объема промышленной продукции. Его предприятия и будут главной точкой роста.
Не торопимся ли мы с прогнозами? Месторождения Татарстана истощены...
Рустам Минниханов: А кто сказал, что это будет легко? В последние годы мы стабильно добываем около 32 миллионов тонн нефти в год. Задача удержать эту планку в ближайшие десятилетия. Конечно, это непросто.
Активные запасы нефти составляют всего 28 процентов. Более 50 процентов тяжелая, высокосернистая нефть. Будем внедрять новые технологии, вовлекать в разработку значительные запасы нефти из труднодоступных зон. В России коэффициент нефтеизвлечения в среднем по отрасли составляет 30 - 35 процентов. В "Татнефти" - 46. Это не предел. Мы считаем, что уровень нефтеотдачи можно поднять до 50 и даже более процентов. Современные технологии позволяют это сделать. Почти половину всего объема нефти наши нефтяники добывают благодаря внедрению методов повышения нефтеотдачи пластов. Сегодня собственные технологии "Татнефти" по эффективной разработке выработанных месторождений востребованы во многих российских регионах. Этот опыт становится достоянием всей нефтяной промышленности страны.
Кроме того, компания активно расширяет географию деятельности. Нефтяники Татарстана работают в Калмыкии, Оренбургской, Ульяновской и Самарской областях, Ненецком автономном округе. Там ведут разработку и добычу 13 нефтяных компаний с участием капитала "Татнефти". Работаем и в Сирии. Активно разбуривались месторождения в Ливии, но помешала разразившаяся в этой стране гражданская война.
В Татарстане большие ресурсы битумной нефти. Как ведется разработка этих месторождений?
Рустам Минниханов: В недрах республики до 7 миллиардов тонн сверхвязкой нефти. Разрабатывать данный вид углеводородного сырья необходимо. Это может стать новым стратегическим направлением для развития нефтяной отрасли страны. Но есть сложности. Хотя битумы залегают неглубоко, извлечь их гораздо труднее. Требуются большие затраты. При существующей налоговой системе они не окупаются. Налогообложение для легкой и тяжелой нефти не может быть одинаковым. Не должно. Сто тонн дает скважина или две - разница большая. Соответственно, и налогообложение должно быть дифференцированным. Федеральный центр поддержал ряд инициатив "Татнефти" по налоговым льготам для компаний, занимающихся разработкой трудноизвлекаемых залежей нефти. Есть понимание по природным битумам. Правительством Российской Федерации принято решение по установлению пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на сверхвязкую нефть. Наши нефтяники изучили опыт Канады, разработали собственные технологии по добыче, почти шесть лет занимаются опытно-промышленной разработкой двух месторождений битумных нефтей. К 2020 году планируем добывать в Татарстане около двух миллионов тонн такой нефти.
За шестьдесят лет в республике добыли 3 миллиарда тонн "черного золота". Четвертый не за горами. Думаю, с учетом разработки природных битумов и пятый миллиард реален. Так наука говорит. .
Высокую планку предстоит взять в ближайшие годы и нефтепереработчикам республики. По уровню нефтепереработки Татарстан планирует стать как минимум шестым регионом в стране. Вы считаете, это реально?
Рустам Минниханов: У нас нет выбора, если мы как нефтяной регион хотим наиболее полно использовать свое конкурентное преимущество. Тот нефтехимический комплекс, который мы сейчас вводим, даст серьезный толчок развитию всей нефтехимической отрасли. С выходом "ТАНЕКО", комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске на проектную мощность объем нефтепереработки в России вернется на максимальный после 1992 года уровень. А Татарстан по этому показателю действительно станет шестым регионом в стране. "ТАНЕКО" является одним из масштабных проектов в нефтеперерабатывающей промышленности на постсоветском пространстве. Так утверждают эксперты.
Нижнекамский комплекс - это высоконадежное оборудование, новые технологии, которые уже апробированы на зарубежных нефтеперерабатывающих предприятиях, современные подходы к решению экологических проблем. Реализация проекта позволит, с одной стороны, уменьшить долю высокосернистой нефти в экспортных поставках, а с другой, экспортировать уже не нефть, а нефтепродукты высокого качества. В первом полугодии 2013 года мы планируем завершить строительство комплекса гидрокрекинга с производством смазочных масел.
В настоящее время приступаем к реализации проекта строительства комплекса глубокой переработки тяжелых остатков. С вводом этого комплекса в эксплуатацию максимально увеличится выпуск светлых высоколиквидных нефтепродуктов. Глубина переработки нефти достигнет 97 процентов. Появятся новые мощности по производству моторных топлив, соответствующих стандарту Евро-5. Затем построим нефтехимический завод по выпуску ароматических углеводородов и пластиков. Кроме того, "ТАНЕКО" будет поставлять сырье для нефтехимических предприятий Татарстана.
Когда мы реализуем все эти проекты, то половину всей добываемой у нас нефти сможем перерабатывать в Татарстане.
Каких достижений хотелось бы добиться в ближайшие годы в газохимической области?
Рустам Минниханов: Важно завершить начатое. Это несколько стратегических инвестиционных проектов, реализация которых, на мой взгляд, позволит вывести российскую газохимию на передовой международный уровень.
Один из них - строительство в Менделеевске интегрированного комплекса "Аммоний" по производству аммиака, метанола, гранулированного карбамида и аммиачной селитры. Предприятий, подобных этому, на протяжении последних 25 - 30 лет в России не строили. "Аммоний" имеет свою особенность. Там применяются новейшие технологии. Они позволяют увеличивать или уменьшать выпуск той или иной продукции в зависимости от спроса, рыночной конъюнктуры, сезонности и прочего. Кроме того, это современные подходы к ресурсосбережению. С их помощью можно существенно снизить удельные затраты сырьевых материалов. Планируем, что "Аммоний" сможет полностью обеспечить отечественных сельхозпроизводителей в азотных удобрениях. На "Аммонии" планируется создать 1100 рабочих мест.
Хотим перерабатывать в продукты органической химии природный газ. Подобные технологии активно развиваются в мире. Изучили международный опыт, подключили отечественных ученых. По нашему заказу авторитетная международная компания подготовила предварительное технико-экономическое обоснование для строительства комплекса. Сейчас занимаемся поиском инвесторов. Для России проект будет уникальным.
А кооперироваться с другими российскими регионами для реализации таких крупных нефтегазохимических проектов, как, например, строительство продуктопроводов, Татарстан не планирует?
Рустам Минниханов: В данном случае без кооперации не обойтись. Развитие продуктопроводной системы из Западной Сибири в Центральную часть затрагивает интересы всех субъектов Российской Федерации. Мы обсуждали этот вопрос с президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым. По нашей с ним инициативе проблемы сырьевого обеспечения нефтегазохимических предприятий Урало-Поволжья были рассмотрены в Уфе на II Международном форуме "Большая химия". Предложение Татарстана, Башкортостана по строительству продуктопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" было поддержано руководством ЯНАО.