Поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации обеспечат нашей стране как минимум 100-е место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business. Изменения должны коснуться самых разных направлений - от регистрации бизнеса до отдельных норм корпоративного управления, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на международной конференции "Глобальные рынки капитала и корпоративное управление: поиски глобальных стандартов". Напомним, сегодня Россия занимает в рейтинге 120-е место, при этом президентом страны поставлена задача улучшить этот показатель до 50-го места к 2015 году, а к 2018 году войти в первую двадцатку.
Новая редакция Гражданского кодекса, которая предполагает комплексное совершенствование корпоративного законодательства, уже прошла первое чтение в нижней палате парламента. Планируется законодательно закрепить корпоративные отношения в качестве предмета гражданско-правового регулирования. Также в поправках содержится требование к акционерным обществам предоставлять акционерам информацию о хозяйствующих субъектах.
Еще одно изменение касается привлечения к ответственности управляющих хозяйствующих субъектов за неразумное поведение и ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Поправки устанавливают четкие правовые основания для привлечения к ответственности, в частности, за убытки, причиненные неосмотрительными действиями или недобросовестным поведением руководства акционерного общества.
"Россия все больше становится частью глобализирующегося мира, мы вступили во Всемирную торговую организацию, активно участвуем в международных рынках капитала. Но пока сохраняется зависимость экономики от топливных цен, три четверти экспорта - это энергоресурсы. Обостряется конкуренция за инвестиции, мы чувствуем ее со стороны развивающихся стран, которые также хотят модернизировать свои экономики. Чтобы выиграть в этой борьбе и инвестировать в инновационное развитие, диверсификацию экономики, безусловно, нужно совершенствовать корпоративное управление", - заявил первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. По его словам, трудоемкая, но необходимая задача - гармонизация корпоративного законодательства в соответствии с международными стандартами, сближение позиций стран с разными стандартами корпоративного управления. "Мы готовы работать над этим вместе с бизнесом", - пригласил компании к диалогу первый вице-спикер.
Изменения стандартов корпоративного управления неразрывно связаны с реформированием финансовой системы в целом. В прошлом году были приняты изменения, которые позволят глобальным образом перестроить российскую учетную систему. В частности, как заметила заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам России Елена Курицына, уже в следующем году будет существенно изменен правовой статус иностранных депозитариев, иностранных номинальных держателей акций и тех банков-депозитариев, которые открывают депозитарные программы для российских эмитентов. Это изменит правовое представление о том, кем является для российского акционерного общества держатель расписок.
Сейчас в соответствии с договором ему передаются два права: право на участие в общем собрании и право на получение дивидендов. Чиновница обратила внимание, что у российского акционера в соответствии с законодательством РФ набор акционерных прав гораздо шире, поэтому вопрос гармонизации прав иностранных и российских держателей акций должен быть дополнительно проработан. "Для тех публичных компаний, у которых открыта программа депозитарных расписок (а это практически все российские компании, торгующиеся на бирже), глобальные изменения, связанные с учетом прав на ценные бумаги и с учетом интересов держателей депозитарных расписок, существенно поменяют правила корпоративного поведения и корпоративного управления", - считает Елена Курицына.
Федеральная служба по финансовым рынкам России сегодня разрабатывает определенные меры, которые позволят сделать выход на публичный рынок для российских эмитентов более комфортным, доступным и понятным. "Мы видим, что у российского фондового рынка сейчас много конкурентов, и это не только Лондон, Германия или Гонконг, но даже Польша. Поэтому работа ведется очень активно. Мы готовы пойти на очень серьезные послабления и серьезные компромиссы, для того чтобы сделать выход на российский публичный рынок проще и доступнее", - сказала заместитель руководителя ФСФР. Она добавила, что только на законодательном уровне вопрос привлечения на рынок внутреннего долгосрочного инвестора не решить. "Даже если пенсионным фондам, инвестиционным компаниям будет не только разрешено, а предписано размещать деньги на внутреннем рынке, к сожалению, это не решит глобальный вопрос - доверия инвесторов к эмитентам. Для этого должны измениться принципы корпоративного управления и то, как компании видят реализацию этих принципов. Не тех правил и процедур, которые прописаны в законе и нормативно-правовых актах. Речь должна идти об изменении культуры корпоративного поведения. Без этого никакие регулятивные требования, штрафы или судебные методы не будут эффективны", - уверена Курицына.
Председатель Национального совета по корпоративному управлению (НСКУ) Владимир Потанин считает, что корпоративное управление можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это визитная карточка компании, то, как она общается с внешним миром (см. диаграмму на стр. 1). Именно такой подход, по мнению Владимира Потанина, сегодня превалирует в российских компаниях. С другой стороны, корпоративное управление может рассматриваться как внутренняя потребность компании в качественном управлении.
"На мой взгляд, именно такой подход правильный, и неважно, думает ли компания в данный момент о привлечении инвестиций или нет, публичная это компания или нет. Неважно, на кого ориентирована ее бизнес-модель, корпоративное управление должно быть эффективным", - отметил глава НСКУ. Он добавил, что важную роль здесь играет государство: в российских реалиях оно не только регулятор, но и участник рынка, так как является собственником многих предприятий. Сегодня зачастую корпоративное управление на этих предприятиях не является образцом для подражания. По мнению Потанина, задача на ближайшие годы - это сокращение участия государства в экономике и демонстрация лучших корпоративных стандартов там, где оно присутствует.